Особенности современного механизма Российской Федерации

Все государственные органы объединены выполнением сходных целей и задач - реализацией функций государства. Деятельность государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которые: 1) занимаются управлением в качестве основного вида деятельности; 2) обособлены от общества; 3) наделены властными полномочиями; 4) обладают специальной подготовкой; 5) подчиняются специальным нормам своих органов и организаций. В качестве примера представителей данной группы можно выделить: Президента Российской Федерации; членов Правительства РФ; депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депута­тов представительных (законодательных) органов субъектов Российс­кой Федерации; судей; чиновников различных уровней; военнослужащих и офицерский состав; работников милиции, прокуратуры, спецслужб и иных государствен­ных организаций.

Основным элементом государственного механизма является государствен­ный орган, который: занимает определённое место в иерархической системе механизма го­сударства; выполняет опредёленные функции; имеет свою структуру; наделён властными полномочиями. Возглавляют систему государственных органов: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. В некоторых случаях граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными властными полномочиями и именуются должностными ли­цами. Понятие "государ­ственный служащий" шире понятия "должностное лицо". Одним из главных признаков государственного механизма является на­личие специального аппарата принуждения. Без аппарата принуждения невозможно само существование государ­ства. В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как " силовые структуры ". К ним относятся: армия; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний (тюрьмы, колонии и т. д.); иные органы, исполняющие функции государственного принуждения.

41. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы, пути повышения эффективности

Механизмом правового регулирования называют единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется влияние на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

- правовые нормы; - правоприменительные акты; - правовые отношения;

- акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

- простой, используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;

- сложный, используется для реализации конкретного акта, но с помощью иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования:

- централизованное регулирование, происходит на базе властно-императивных начал;

- децентрализованное реализуется с помощью односторонних юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются:

- запрещение - возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определённого характера;

- дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;

- позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Выделяют виды средств правового регулирования в зависимости:

- от категории: средства-инструменты, (юридические термины) и; средства-деяния, (юридически значимые поступки субъектов правоотношений); - юридической значимости: основные; вспомогательные;

- функционального назначения: регулятивные; охранительные;

- характера права: материальные; процессуальные; - времени действия: однократные; многократные;

- формы деятельности: нормативные; индивидуальные;

- предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;

- предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

М еханизм правового регулирования позволяет: - собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде правоотношения, нормы, юридические акты и- определить специфические функции явлений.

42. Множественность учений о государстве и праве и причины плюрализма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: