Современные виды монархий, их краткая характеристика

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передаётся по наследству. Признаками монархии являются: - передача власти по наследству; - бессрочность правления; - независимость монарха от населения.

Среди монархий различают абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия – это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издаёт законы, руководит правительством, контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

- неограниченная, никому не подотчётная власть монарха; - отсутствие представительных учреждений.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например, Ватикан).

Конституционная монархия – форма правления, при которой в силу особого правового акта – конституции – имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом – парламентом.

Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической.

Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительские функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания).

44. Мусульманское право как разновидность религиозного права, его основные черты и особенности развития

Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Судан и другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объёмная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учёными-правоведами, по вопросам, не нашедшим ответа в этих источниках;

Кийас - суждение по аналогии.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют не систематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

45. Неолитическая теория происхождения и сущности государства

Эта теория базируется на неолитической революции (от греческого неолит – новый каменный век). Она схожа с марксистской теорией происхождения государства и имеет те же закономерности, это следующая цепь событий:

- в экологической катастрофе, глобальное оледенение затем потепление, приводит человечество к переходу от потребления к производству, прежде всего продуктов питания;

- в результате производства кочевой образ жизни меняется на осёдлый;

- осёдлый образ жизни нарушает кровнородственные связи и влечёт возникновение соседской общины;

- процесс разделения труда приводит к повышению уровня жизни и расслоению общества на классы;

- существование соседской общины и возникновение классовых противоречий влечёт за собой необходимость создания аппарата управления общиной для решения общих вопросов и сдерживания конфликтов. Данный аппарат ничего не производит и живёт на средства общины.

Неолитическая теория, имея сходство с марксистской, рассматривает сущность государства как общесоциальную.

46. Нормативистская теория права: основные идеи. Методологическое значение и недостатки

Впервые теоретические положения нормативизма были изложены Штаммлером. Основные положения нормативизма изложены юристом Кельзеном.

Суть нормативистской теории составляют следующие положения: - право является пирамидой норм;

- во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

- каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

- сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

- право "живет" только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм;

- право необходимо изучать и воспринимать вне связи с религией, философией, моралью, т. е. "в чистом виде".

Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства.

К достоинствам теории можно отнести следующие:

- признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения её в виде иерархии - от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

- идея о суверенной норме - об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

- признание в качестве права только кодифицированных юридических норм, отделение права от философии, морали.

- выделение формальных признаков права, которые и составляют его юридическую сущность.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права.

47. Нормативно-правовые и индивидуальные акты, их отличие и особенности применения

Нормативно-правовые акты как форма права значи­тельно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера, преж­де всего от актов применения норм права, или индивидуальных актов.

И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридиче­скими по своему характеру. Но принципиальное различие их заключается в следующем. Первые содер­жат общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые содержат лишь предписания индивидуально­го характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, неопределённому кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определённым лицам или кру­гу лиц и издаются по вполне определённому поводу (приём на работу). Нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определённый вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений (в связи с выполнением условий до­говора подряда), в то время как нормативно-правовые ак­ты продолжают действовать независимо от того, существуют или не су­ществуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом. Действие такого индивидуального акта, как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по его исполнении. Но это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

48. Нормы права: классификация и виды

Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определённое правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: