Истоки и основные черты философии К. Маркса

Марксизм – это философское учение Карла Маркса (1818 – 1883), Фридриха Энгельса (1820 – 1895) и их последователей. Философия марксизма тесно связана с немецкой классической философией.

Маркс, будучи студентом, изучал философию Гегеля и даже входил в число его последователей – кружок младогегельянцев. В те годы Маркс, как и другие гегельянцы, подчёркивал значительную роль активности личности в деле общественного прогресса, выступал с идеями просвещения народных масс и т.д.

После окончания университета Маркс разочаровался в гегельянстве и перешёл на позиции другого представителя немецкой классической философии – Людвига Фейербаха (1804 – 1872). Марксу импонировал гуманизм фейербаховского материализма, который выступал за реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реализацию человеком своих природных способностей, за гуманизацию отношений между людьми и т.д. Впоследствии Маркс и Энгельс критиковали Фейербаха за непринятие им диалектического стиля мышления.

Маркс выступил с идеей свободной, универсальной, творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. Главным Маркс считал отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Маркс создал концепцию общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В ней он не противопоставляет человека природе. Человек – это результат развития природы, но это высший продукт её развития. Человек – это универсально-всеобщая сила природы. Возможности этого заложены в физиологической конституции человека как организма. Обладая такими качествами, как руки, мозг, язык, человек способен к различного рода деятельности, к овладению силами природы, подчинению её себе. Эта способность реализуется в производственной деятельности, в труде. Именно в труде марксизм видит специфически человеческое бытие, качественное отличие человека от животных.

По Марксу, человек трудится не в силу своей духовности, но, прежде всего, потому что как материальное, предметное существо он действует предметным образом. В труде Маркс выделил два основных момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно совершает опредмечивание – переход свойств и характеристик живого момента деятельности субъекта, в объект, в предметное воплощение. Но труд нельзя представить как только материальный, чувственно-предметный процесс. В своей основе он имеет духовное, идеальное содержание – проект, замысел, идею. Для материалистического объяснения духовного момента деятельности Маркс использовал понятие распредмечивания. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс, в способности субъекта, это освоение человеком предметных форм культуры, а через них и природы. В процессе труда человек имеет дело не только с предметами природы. Он использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Так как эти средства деятельности созданы или предшествующими поколениями, или представителями иного рода деятельности, то в самом труде заложена простейшая социальная связь. В форме средств труда человек имеет дело с другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе распредмечивания. Таким образом, распредмечивание – это освоение человеком социального опыта человечества. Маркс ставит в прямую зависимость богатство внутреннего мира личности от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством составляет главную цель межчеловеческого общения. В результате такого общения возникают всесторонне развитые личности. Достижение этого идеала Маркс связывал с: 1) ликвидацией частнособственнических отношений; 2) преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) формированием отношений нового типа – коммунистических отношений.

Маркс и Энгельс значительно расширили сферу применения материализма, распространив его на область общественных явлений. Также они впервые в истории философии соединили материализм и диалектику, став основателями современного диалектического материализма.

К заслугам марксизма относится материалистическое понимание истории. Его суть состоит в том, чтобы на основе материального производства непосредственных жизненных благ сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем, на этой основе, политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления. По Марксу, идеи и теории не могут быть причинами изменений человеческой реальности. Они лишь отражают эту реальность и могут быть применены только тогда, когда в ней создадутся благоприятные возможности. Общественное сознание – это отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

Чтобы подчеркнуть активную, деятельную позицию человека в мире, марксизм использует понятие практика. Практика – это совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию общественных отношений, это взаимодействия и взаимосвязи всех людей. В ней взаимодействуют материальный и духовный, природный и исторический, моральный и эстетический аспекты. Их единство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и теоретико-познавательной деятельности.

В марксистской гносеологии практика трактуется более узко, как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Практике в этом смысле слова противоположна теория как духовная, научно-познавательная деятельность. Но теория и практика – это диалектические противоположности. Практика – это основа и движущая сила познания, сфера приложения и способ получения знания.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически как совпадение знаний о мире самому миру, объективной действительности. Любая истина объективна, но не в том смысле, что она существует независимо от человека. Содержание истины совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. В то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина, раз и навсегда выразившая всю полноту действительности, недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Диалектика абсолютной и относительной истин состоит в следующем. Поскольку в научной теории есть момент объективного содержания (совпадения мыслей с действительностью), постольку в ней есть момент абсолютной истины. Но в целом любая теория носит относительный характер.

Критерием истинности знаний марксизм объявляет практику. Только те результаты познания, которые прошли практическую проверку, могут считаться истинными.

Рекомендуемая литература

1. Августин (Аврелий). Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий / П.Абеляр. – М., 1992.

2. Анохина, В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: учеб.-метод. комплекс / В.В. Анохина. – Минск, 2006.

3. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969–1972.

4. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1978. – Т.2.

5. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1999.

6. Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. – М., 1978. –Т. 2.

7. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

8. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. –Т.1.

9. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. – М., 1977.

10. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М., 1986.

11. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. / Р. Декарт. – М., 1989.– Т.1.

12. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.

13. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.

14. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.

15. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

16. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собрание сочинений: в 8 т. / И. Кант – М., 1994. – Т. 4.

17. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Э. Кассирер. – СПб., 1997.

18. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М., 1972.

19. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон. – М., 1997.

20. Лейн, Т. Христианские мыслители / Т. Лейн. – СПб., 1997.

21. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1982.

22. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.

23. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979.

24. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. – М., 1982.

25. Мамардашвили, М.К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьев, В.С. Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972.

26. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1985. – Т. 13.

27. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 46 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1950. – Т. 3.

28. Мир философии: в 2 ч. – М., 1991.

29. Основы философии: от классики к современности. Учеб. пособие. – М., 1998.

30. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т.2.

31. Путь в философию: антология. – М., 2001.

32. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994–1997.

33. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

34. Соколов, В.В. Введение в классическую философию: учебное пособие / В.В. Соколов. – М. 1999.

35. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.

36. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVIII веков: учебник / В.В. Соколов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1996.

37. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.

38. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991.

39. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М., 1965. – Т. 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: