ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение высшего образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
МОДУЛЬ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Практикум
Для студентов УВО «БГСХА» всех специальностей
Горки
БГСХА
УДК 32.001:004.422.8(076.5)
ББК 65.01:22.144я7
И73
Рекомендовано Советом по гуманитаризации
образования и воспитания 26.04.2013 г. (протокол № 3)
и Научно-методическим советом БГСХА 22.05.2013 г. (протокол № 9)
Авторы:
кандидат философских наук, доцент Ф. С. Приходько (тема 3);
кандидат исторических наук, доцент В. А. Сидорова (тема 1,
занятие 1; тема 2; тема 4, занятие 1); старшие преподаватели
А. С. Язепов (тема 4, занятие 2; тема 5); О. В. Пацукевич
(тема 6); преподаватели О. Г. Липская (тема 7);
Е. В. Старосоцкая (тема 1, занятие 2)
Под общей редакцией Ф. С. Приходько, В. А. Сидоровой
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент, А. А. Герасимович;
кандидат философских наук, доцент А. А. Скикевич
Интегрированный модуль «Политология»: практикум /
|
|
И73 Ф. С. Приходько [и др.]. – Горки: БГСХА, 2013. – 90 с.
Практикум подготовлен на основе образовательного стандарта и типовой программы учебной дисциплины интегрированного модуля «Политология». Представлены планы занятий, контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, словарь основных терминов, тесты для самопроверки, структурно-логические схемы по каждой теме, которые направлены на активизацию самостоятельной управляемой работы студентов, развитие их мыслительных и творческих способностей.
Для студентов всех факультетов.
УДК 32.001:004.422.8(076.5)
ББК 65.01:22.144я7
© УО «Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия», 2013
ВВЕДЕНИЕ
Становление гражданской зрелости молодежи неразрывно связано с проблемой политической социализации. В ХХI веке эта проблема стала аксиомой социально-политических наук. Интегрированный модуль «Политология» является новой дисциплиной, изучаемой студентами белорусских вузов с 2012/2013 учебного года. Изучение основ идеологии белорусского государства и политологии востребовано самой жизнью. Международное сообщество давно признало политологию самостоятельной наукой, системой специальных знаний и методологий использования их в практической деятельности, так как обстоятельства общественной жизни заставляют более внимательно относиться к политике как особого рода человеческой деятельности.
В условиях политической модернизации, проходящей в нашей стране, затрагиваются интересы каждого человека. В этой связи формирование политического сознания, политической культуры граждан имеет очень большое значение. Процесс политической социализации осуществляют учебные заведения путем обучения, воспитания через учебные программы, методы обучения, подбор педагогов с целью, чтобы выпускник вуза был не только специалистом-профессионалом, но и политически образованным интеллигентом. Именно такому специалисту принадлежит будущее. Поэтому цели и задачи интегрированного модуля «Политология» нацелен на:
|
|
– формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
– формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
– формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;
– формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.
Задачей изучения интегрированного модуля «Политология» явля-ется формирование у студента предметных и операциональных компетенций.
Формирование предметных политологических компетенций сту-
дентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
– основные политологические понятия и категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;
– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;
– сущность, структуру политических процессов в Республике Беларусь и современном мире;
– систему современных международных отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;
– основные категории и понятия теории идеологии;
– мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;
– роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества.
Операциональныеполитологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
– оценивать перспективы развития современных политических процессов;
– участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;
– применять политологические знания к решению социально-про-фессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
– анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
– обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;
– проявлять качества идеологической толерантности.