double arrow

Гарантии законности

Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия.

Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и т. д.

К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т. д.

Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни.

Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.

Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон.

Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают:

1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;

2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;

3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;

4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;

5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;

6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.

34. Формы и методы осуществления функций государства.

Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции — то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

организационно-идеологическую деятельность — это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

35. Понятие и соотношение формы права и источника права.

В юридической литературе понятия «форма права» и «источник права» нередко отождествляются, что хотя и допустимо, однако не вполне корректно. Под источником права в собственном смысле следует понимать корни, истоки права, то, откуда исходят правовые предписания. Форма права, в свою очередь, это средство выражения, внешнего оформления норм права, форма их существования в государственно-правовой действительности.

Говоря об источниках права как таковых, необходимо отметить, что существует три их основных вида:

1) материальные – базисные общественные отношения, находящиеся в социальной, экономической и политической сферах жизнедеятельности общества;

2) идеальные источники – правосознание, ценности и установки, а также правовые идеи и юридические концепции, находящиеся в духовно-культурной сфере общественной жизни и касающиеся вопросов упорядочивания общественных отношений, их регулирования с помощью правовых средств, которые возникают в качестве реакции на проблемы реализации материальных источников права;

3) юридические источники права – зафиксированные определенным (установленным) образом правовые предписания в виде норм права и индивидуально-властных предписаний правового характера, функционирующие в правовой сфере жизнедеятельности общества; содержат варианты разрешения проблемных общественных отношений, лежащих в основе материальных источников права.

Собственно, только третий вид источников права – юридические источники – уместно отождествлять с понятием форм права, и то при условии, что отождествляются понятия «формы права» и «виды юридических источников права», поскольку самих юридических источников права (законов, подзаконных актов, договоров, правовых обычаев и тому подобного) может быть неограниченное количество, а вот их видов (форм права) всегда лишь несколько (исчисляемое количество).

При этом понятие формы права (как третьего элемента системы источников права) является вторичным по отношению к понятию источника права.

По объему понятие источников права также шире понятия форм права, так как включает в себя кроме юридических источников (форм права) еще идеальные и материальные источники. А также потому, что охватывает не только правовую сферу жизнедеятельности общества (что характерно для форм права), но и политическую, социальную, экономическую, духовно-культурную.

Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Выделяют четыре основных формы права:

нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права (Германии, Франции, Италии, России и т.п.);

правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право – хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в Российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи – Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции;

нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

36. Цели и функции юридической ответственности

Юридическая ответственность выступает гарантией исполнения таких обязанностей, которые не исполняются добровольно. Юридическая ответственность отличается от других обязанностей по своему содержанию. Она всегда является обязанностью, которая носит неполноценный, нежелательный для субъекта, на которого она будет возложена, характер, умаляющей его правовой статус, приводящей к лишениям определенного рода.

Юридическую ответственность, таким образом, рассматривают как обязанность терпеть неблагоприятные последствия за проступок, который противоречит правовым нормам. Необходимо различать объективные и субъективные предпосылки возникновения ответственности.

Объективная сторона юридической ответственности – это правовое регулирование государством общественных отношений с помощью норм права.

Субъективная сторона – это свобода воли лица, его возможность осуществлять различную деятельность, ведь без воли нет вины, а без вины индивид не несет ответственности.

Юридическую ответственность характеризует то, что она:

предусмотрена законодательством;

применяется органами государства. Лишь государство обладает аппаратом принуждения, и только оно определяет порядок применения мер принуждения;

наступает лишь за совершение правонарушения;

выражается в конкретных материальных нормах и применяется в соответствии с процессуальными нормами права. Материальные нормы права предусматривают, определяют возможные и должные формы поведения. При этом процессуальные нормы обусловливают порядок применения норм материального характера;

выражается в обязанности претерпевать неблагоприятные следствия разного рода.

Цель свидетельствует о социальной необходимости юридической ответственности, ее предназначении в правовой системе. Юридическая ответственность преследует следующие цели:
- защита правопорядка,
- воспитание граждан в духе уважения к праву,
- восстановление социальной справедливости.
Цель конкретизируется в функциях юридической ответственности.

. Функции юридической ответственности
§ карательная (штрафная) - заключается в том, что юридическая ответственность является, средством наказания (кары) правонарушителя; однако наказание нарушителя - не самоцель, оно является средством реализации следующей функции юридической ответственности:
§ превентивная - состоит в предупреждении совершения новых правонарушений в будущем; различают
- общую превенцию - предупреждение совершения правонарушений другими лицами; пример наказания одного лица сдерживает других субъектов от совершения подобных деяний, т.к. они не желают подвергаться подобным лишениям;
- частная превенция - предупреждение совершения правонарушений тем же лицом (самим правонарушителем), которое воздержится в будущем от подобного поведения, чтобы избежать повторного наступления неблагоприятных последствий;
§ воспитательная (предупредительновоспитательная) - состоит в формировании у субъектов уважительного отношения к праву в целом; тесно связана с предыдущей, т.к. воспитание в духе уважения к закону удерживает субъектов от его нарушения;
§ компенсационная (восстановительная) - проявляется в возмещении вреда, причиненного потерпевшей стороне.
Все функции тесно связаны между собой, даже дать их характеристику затруднительно в отрыве друг от друга. Особенно это относится к первым трем из названных видов функций.

37. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

социально-экономические, культурные;

исторические, национальные и религиозные традиции;

природные и климатические условия;

расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

порядок формирования органов государственной власти;

структуру государственных органов;

особенность территориальной самостоятельности населения;

характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

специфику отношений государственных органов и населения;

приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

демократизм;

федерализм;

республиканская форма правления;

разделение властей;

политическое, идеологическое многообразие;

признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

правовое государство;

социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

равноправие субъектов Российской Федерации;

самоопределение народов, наций и национальностей;

государственная целостность;

разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

38. Виды и общая характеристика источников права.

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:

§ правовой обычай;

§ нормативный правовой акт;

§ юридический прецедент;

§ договор нормативного содержания;

§ юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании. В современных условиях нормативный правовой акт как одна из самых удачных форм выражения правовых норм является весьма распространенным способом доведения содержания этих норм до сведения всего населения данной страны. Он представляет собой официальный письменный документ (акт правотворчества), исходящий от компетентного органа и содержащий решение об установлении, изменении или отмене правовых норм.

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования). В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т.

В некоторых случаях источником права может быть договор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

§ согласная воля двух или нескольких лиц;

§ взаимное познание этой воли;

§ возможность содержания воли.

Таким образом, нормативный договор — это совместный правовой акт, оформление выражения согласованных обособленных волеизъявлений субъектов правотворчества, направленных на установление правовых норм.

Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм». Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения. Мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается не к Корану, который он не может и не вправе толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными- богословами и содержащими такое толкование. Так, законодательство Египта, Ливана, Сирии и ряда других арабских стран устанавливает, что в случае пробела в семейном праве судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».

Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

разрабатывает юридические термины и конструкции;

ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: