Правовые основы организации наличных и безналичных расчетов в РФ

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.

Первую можно назвать «классической». Она состоит в поруче­нии юридического или физического лица, даваемом банку другой кредитной организации, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридичес­кого или физического лица в этом или ином банке.

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).

В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минималь­но короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и даже — на межгосударственных про­странствах.

Любое государство, в том числе Российская Федерация, заинте­ресовано в максимально широком использовании безналичного де­нежного обращения (расчетов), поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства.* Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого до­стоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. К тому же для пересчета, инкассирования, хранения и перевозки налич­ных денег требуются дополнительные расходы.

Безналичные расчеты (обращение) лишены этих недостатков. Себестоимость одного безналичного расчета ничтожна. Поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, исполь­зуя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых финансовых действий с использованием наличных денег.

Политика расширения безналичных расчетов и ограничения наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополни­тельных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.* и в некоторых других нормативных актах. В настоящее время вопросы безналичных расчетов регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 9 июля 1992 г. с из­менениями от 26 декабря 1997 г.**

Организационно-технические и технико-юридические аспекты безналичных расчетов устанавливаются Банком России.

Вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных де­нежных обязательств.

Проблема вексельного обращения приняла особую актуаль­ность в связи с так называемым кризисом неплатежей — явлени­ем, широко распространенным в российской экономике.

Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задол­женность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуе­мую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), впра­ве погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя.

Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель, вправе предъявить его векселедателю с требова­нием уплатить обозначенную в векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе претендовать на со­ответствующее имущество векселедателя, которое послужило га­рантией векселя.

Гражданское законодательство (ст. 815 ГК РФ) определяет век­сель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного ука­занного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Указом Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. введена новая разновидность векселя — про­стые финансовые векселя как срочное долговое обязательство предприятий и других организаций всех форм собственности перед коммерческими банками по просроченной кредиторской задол­женности предприятий и других организаций.* Однако в настоя­щее время более широкому использованию векселей препятствует ряд нерешенных организационно-технических и правовых вопро­сов и отсутствие должной культуры и традиций в использовании этого финансового инструмента. Отметим, что в дореволюционной России и в Советском Союзе периода нэпа система вексельного обращения была весьма развитой.

Третья разновидность безналичного денежного обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации.

Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета вла­дельца карточки списывается требуемая сумма и записывается на­счет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Налич­ные деньги в обороте при этом не участвуют.

Законодательных актов о кредитных карточках и соответст­вующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.

Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных кар­точек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное об­служивание населения.

Есть и некоторые иные разновидности безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательст­вом, а в известных ситуациях могут и противоречить ему. В част­ности, в период массовых неплатежей начала 1990-х гг. некоторые предприятия учитывали долговые записи (расписки) в денежном выражении своих работников, данные ими предприятиям торгов­ли и иным обслуживающим население предприятиям, а затем, при поступлении средств на выплату заработной платы, производили расчеты с предприятиями-кредиторами.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т.е. вы­пуска в обращение. Эмиссия наличных денег, организация их об­ращения и изъятие из обращения на территории Федерации осу­ществляются исключительно Банком России.

В целях организации наличного денежного обращения на тер­ритории Российской Федерации на Банк России возлагаются сле­дующие функции:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хра­нение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

· установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;

· определение порядка ведения кассовых операций для кредит­ных организаций.

Наличные деньги (банковские билеты — банкноты и металли­ческая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Образцы банкнот и монет, их номинал утверждаются Советом директоров Банка России. Официальные сообщения о выпуске в обращение новых денежных знаков и их описание публикуется в средствах массовой информации.

Решение по этим вопросам в порядке предварительного инфор­мирования направляется в Правительство РФ.

При этом Закон закрепил правило (ст. 31), в соответствии с которым банкноты и монеты Банка России не могут быть объявле­ны недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) обычно время от времени осуществляется их модификация (как правило, это относится к наличным деньгам наиболее крупных досто­инств).

В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, нахо­дящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебой­ных расчетов наличными деньгами на территории Российской Фе­дерации, возлагается на Банк России. Ветхие и поврежденные банкноты обмениваются Банком России без ограничений в соот­ветствии с установленными им правилами.*

Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между:

физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется.

Расчеты в наличной денежной форме между юридическими ли­цами ограничиваются. В соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 1998 г. предельный раз­мер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юри­дическими лицами установлен в сумме 10 тыс. руб.

Для предприятий потребительской кооперации за приобретае­мые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты и сырье максимальный размер наличного денежного платежа ус­тановлен в сумме 15 тыс. руб.

Аналогичные правила существуют и для предприятий и орга­низаций торговли Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации при закупке ими товаров у юридических лиц.**



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: