Софисты. Сократ

С деятельностью софистов связан переход от изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое выражение в тезисе Протагора (490–420) «человек есть мера всех вещей». Смысл этой фразы можно трактовать так: взгляды людей всегда относительны, объективной истины нет и каждый сам решает, что считать для себя истиной.

Формированию подобной точки зрения способствовал самый характер деятельности софистов: они должны были за плату научить обратившегося к ним человека убедительно защищать любую точку зрения, если она ему кажется удобной, выгодной. Основой такого обучения как раз и было представление об отсутствии объективной истины и объективных ценностей. Например, рассуждая об относительности понятий добра и зла один из софистов говорит: «То, что болезнь есть зло истина всего лишь относительная, так как она есть зло только для умирающего, а для могильщиков – добро».

Софисты были людьми остроумными, талантливыми и практичными. Они первыми почувствовали силу логических доводов, силу убеждения, слова, постарались сделать из этого настоящее искусство, дающее реальную власть над людьми. Хорошо сказано об этом у софиста Горгия: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Но софисты заслужили плохую репутацию, довольно часто доводя свое виртуозное искусство владения словом до полной беспринципности и защищая с одинаковым усердием прямо противоположные точки зрения во имя собственных интересов.

Против софистов, настаивающих на относительности всякой истины, выступил Сократ (470–399). Он убежден, что путем размышления возможно найти общеобязательные истины. «Я знаю то, что я ничего не знаю»,- говорил Сократ и видел смысл своей жизни в поисках правильного, истинного знания. «Есть одно только благо – знание, – повторял он, – и одно только зло – невежество».

Философия в понимании Сократа, не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главной задачей философии он считал формирование добродетельного человека. Но чтобы стать добродетельным, надо знать что это такое. Вот почему Сократ так тщательно рассматривает такие добродетели как добро, справедливость, храбрость, умеренность и т. д. Он верил, что если человек будет иметь знание о том, что такое хорошо, то он не будет поступать дурно. Поэтому, кстати, Сократ считал, что государством должны управлять люди многознающие, добродетельные.

По мнению Сократа, философ должен помогать людям в познании добродетели. Но в отличие от софистов Сократ не просто обучал готовым истинам, но предлагал совместное искание истины. В беседе Сократ не демонстрировал свое знание предмета и внешне казался ровней даже неопытному собеседнику, вместе с которым пускался в поиски истины. Он был диалектиком, т. е. мастером выяснять суть предмета посредством вопросов и ответов в непринужденной беседе. Столкновение мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию – таковы главные моменты сократовских бесед.

Однако его загадочная манера разговаривать доверительно, интимно, дружески и вместе с тем иронически приводила в смущение собеседника, который вдруг осознавал себя ничтожным и глупым. Сократ был задирист, остроумен, насмешлив и не считался с положением, богатством своих собеседников. Вырисовывающийся в его беседах идеал человека – скромного, бессеребрянника, живущего по совести, только раскрывал перед большинством их пороки и низменные стремления. Обличение богатства, чванства, честолюбия, жадности, глупости вызывало гнев и даже ненависть к Сократу. Его трагический финал был предопределен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: