Эллинизм

Эллинизм – это греческий мир от походов Александра Македонского до его завоевания Римом (146 г. до н. э.). Это эпоха экономического и политического упадка Греции. Характерный для греческих мыслителей живой интерес к познанию окружающего мира, активное участие в политической жизни в эту эпоху начинают уступать место индивидуализму, уходу в проблемы частной жизни, морализированию и скептицизму. Интерес к занятиям философией постепенно угасает, хотя яркие мыслители и интересные философские учения еще появлялись. Одно из них – эпикуреизм.

Его создатель Эпикур (342–271) – наиболее выдающийся мыслитель эллинизма. Как и многие другие мыслители этого периода, главное внимание уделял этике. Цель философии, по мнению Эпикура, помочь человеку в достижении счастья. Счастье он видит в получение наслаждения (гедоне), которое состоит: а) в удовлетворении естественных потребностей; б) в достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души (атараксия). Если удается и то, и другое, то это и есть счастье.

Порой учение Эпикура понимают как откровенную проповедь обычного сластолюбия. Но это слишком упрощает его взгляды. «Нельзя, – утверждает Эпикур, – жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо... Чрезмерное удовольствие само собой превращается в страдание». Он считал, что самыми глубокими и прочными могут быть только духовные наслаждения: дружба, познание, наслаждение искусством.

Размышляя о том, что мешает людям чувствовать себя счастливыми, Эпикур прежде всего указывает на смерть. Мысли о ней многим отравляют существование. Эпикур призывает не бояться смерти, ибо «пока мы живы смерти нет, а когда наступает смерть, то нас уже нет». Помочь человеку быть счастливым, побороть страх перед смертью может, по мнению Эпикура, философия. Ведь «если медицина изгоняет болезни тела, то философия – болезни души». Вот почему: «Пусть никто не откладывает занятий философией в юности и не устает заниматься ею в старости: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

Принципиально иное понимание смысла жизни можно обнаружить в философии стоицизма. Ее основателем был Зенон (336–262), который главную задачу философии видел в том, чтобы научить человека «жить согласно с природой, а это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Важнейшими добродетелями человека, по мнению стоиков, являются: чувство долга, разумность, умеренность, справедливость и мужество. Если центральным понятием эпикуреизма является наслаждение, то в стоицизме – это понятие долга.

Другое важное понятие этой философии – судьба. В стоицизме очень сильно звучит мотив смирения человека перед судьбой. Но хотя человек не может изменить объективный ход событий, он должен попытаться с ними «внутренне справиться». Римский стоик Марк Аврелий говорил: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Итак, идеалом человека для стоика является: терпеливый, разумный, сдержанный человек, мужественно переносящий удары судьбы. Только следуя своему долгу такой человек может быть счастлив, потому что истинное счастье, по мнению стоиков, состоит в свободе от страстей, в достижении душевного покоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: