Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Основными принципами, способствующими развитию логистики, являются:

1. Устойчивость - сбалансированность производства и распределения товаров.

2. Гибкость - возможность внесения изменений в производственную программу выпуска продукции и графики закупки материалов.

3. Оптимальность – соблюдение критерия минимума общих логистических затрат управления материальными и сопутствующими потоками.

4. Надежность в обеспечении материальными ресурсами (МР) и готовой продукции (ГП).

5. Высокое качество обслуживания потребителя.

6. Моделирование и информационно-компьютерная поддержка логистического процесса.

Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население. Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.

Цели логистики:

обеспечение получения (доставки) продукции (товара) в нужное время и место при минимальных возможных совокупных затратах труд-х, мат-х, фин-х ресурсов.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении условий:

1. нужный товар; 2. необходимого качества; 3. в необходимом количестве доставлен; 4. в нужное время; 5. в нужное место; 6. с минимальными затратами.

Задачи логистики: достижение максимального эффекта при минимальных затратах в условии нестабильности рынка (глобальная задача); (общие задачи) создание интегрированных систем регулирования и управления матер, инф. потоками; контроль движения матер. потоков; определение стратегии физ. перемещения и технологии; стандартизация полуфабрикатов и упаковки, прогнозирование объема производства, складирования и перевозок; распределение транспортных средств; организация предпродажного и постпродажного обслуживания; оптимизация технологической структуры транспортно - складских комплектов; (частные задачи) создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; всемирное сокращение времени пребывания товара в сфере обращения.

В современной экономике выделяют три этапа развития логистики:

Первый этап - 60-70-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. Особенность-объединение двух важных элементов логистической системы: транспорт и склад. Если они соединяются, то они начинают работать на единый итоговый результат. Унифицированные тары – изменение нагрузки-разгрузки системы, создание новых транспортных средств.

Второй этап – 80-е годы. Подключаются организация и управление производством.

Третий этап – 90-е годы. Время, когда соединяются и реализуются первые схемы сквозного управления матер. потоками на всем их протяжении. Поставка продуктов до потребителя.

Запас — форма существования материального потока.

Материальные запасы - это материальная продукция, ожидающая вступления: в процесс производственного потребления; в процесс продажи; в процесс личного потребления.

Две классификации материальных запасов, которые носят наиболее общий и значимый характер, так как охватывают все звенья глобальной логистической цепи, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя:

- назначение;

- исполняемая функция.

Запасы, выделенные по признаку исполняемой функции (текущие и страховые),- это две части запаса одной и той же продукции: "текущая" часть выполняет одну функцию, а "страховая" – другую.

По назначению, выделяют запасы производственные и товарные.

Производственные запасы - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Таким образом, производственным запасом считается все то, что поступило на производственное предприятие и ожидает вступления в процесс производства.

Товарные запасы - это предназначенные для продажи запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, запасы в пути и запасы торговых предприятий.

Понятие " товарный запас " объединяет три вида запасов:

- сбытовые запасы - это готовая продукция, находящаяся на складе предприятий-изготовителей в ожидании реализации производственным предприятиям либо предприятиям торговли.

- запасы в пути - это товары (продукция производственно-технического назначения и изделия народного потребления), находящиеся в транспортных средствах во время продвижения их от поставщика к покупателю. Запасы в пути иногда называют транспортными запасами.

- запасы в торговле - это запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли. Цель создания этих запасов - обеспечение бесперебойности процесса продаж.

Производственные и товарные запасы подразделяют на текущие и страховые.

Запасы текущие - основная часть производственных товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы "вытекает", обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).

Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: