Особенности культуры

¨ она инерционна (консервативна), сложно поддается изменению;

¨ многообразна, что проявляется в существовании многообразных культур и субкультур;

¨ способна к саморазвитию - порождать новые формы культурной жизни;

¨ может изменяться под внешним влиянием (включать в себя различные идеалы, если они отвечают глубинным ценностям.

Крайние подходы к оцениванию культурных различий

¨ ЭТНОЦЕНТРИЗМ - склонность анализировать и оценивать другие культуры через призму своей, рассматриваемой в качестве эталона.

¨ КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - признание самобытности каждой культуры и невозможности ее оценивания на основе универсальных критериев.

Культурные универсалии:

общинная организация, кооперация труда, соблюдение чистоты, этикет, фольклор, язык, закон, личное имя, торговля, наблюдение за погодой, ритуалы, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и др.

Культурное многообразие определяется ее носителями:

¨ общество (доминирующая культура);

¨ этнос;

¨ социальные группы;

¨ социальные общности;

¨ социальные организации;

¨ индивиды.

СУБКУЛЬТУРА

- это форма дифференциации доминирующей культуры,

система ценностей, норм и моделей поведения, носителем которой выступают социальные группы или общности.

Контркультура

- это совокупность ценностей, норм и моделей поведения, лишенная целостности, резко (конфликтно) противостоящая доминирующей культуре.

Организационная (корпоративная) культура

- это система ценностей, норм и моделей поведения, обеспечивающая успешное функционирование и развитие организации, систему ее внутренних, а также внешних взаимодействий.

Функции корпоративной культуры

¨ идентификации;

¨ интеграции;

¨ социализации;

¨ коммуникации;

¨ мотивации трудовой деятельности.

Уровни корпоративной культуры

¨ поверхностный (символический) - архитектура, дизайн, фирменный стиль, стиль поведения, этика;

¨ внутренний - нормы и ценности, разделяемые членами организации;

¨ глубинный - история развития организации, идеология, мифы.

Модели корпоративной культуры

¨ Бюрократическая - характерна для больших компаний, с четким определением прав и обязанностей;

¨ Личностно-ориентированная - характерная для небольших компаний и направлена на автономность труда;

¨ Целевая - чаще используется во временных трудовых коллективах, в условиях рынка и ориентирована на работу в «команде».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: