¨ она инерционна (консервативна), сложно поддается изменению;
¨ многообразна, что проявляется в существовании многообразных культур и субкультур;
¨ способна к саморазвитию - порождать новые формы культурной жизни;
¨ может изменяться под внешним влиянием (включать в себя различные идеалы, если они отвечают глубинным ценностям.
Крайние подходы к оцениванию культурных различий
¨ ЭТНОЦЕНТРИЗМ - склонность анализировать и оценивать другие культуры через призму своей, рассматриваемой в качестве эталона.
¨ КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - признание самобытности каждой культуры и невозможности ее оценивания на основе универсальных критериев.
Культурные универсалии:
общинная организация, кооперация труда, соблюдение чистоты, этикет, фольклор, язык, закон, личное имя, торговля, наблюдение за погодой, ритуалы, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и др.
Культурное многообразие определяется ее носителями:
¨ общество (доминирующая культура);
¨ этнос;
|
|
¨ социальные группы;
¨ социальные общности;
¨ социальные организации;
¨ индивиды.
СУБКУЛЬТУРА
- это форма дифференциации доминирующей культуры,
система ценностей, норм и моделей поведения, носителем которой выступают социальные группы или общности.
Контркультура
- это совокупность ценностей, норм и моделей поведения, лишенная целостности, резко (конфликтно) противостоящая доминирующей культуре.
Организационная (корпоративная) культура
- это система ценностей, норм и моделей поведения, обеспечивающая успешное функционирование и развитие организации, систему ее внутренних, а также внешних взаимодействий.
Функции корпоративной культуры
¨ идентификации;
¨ интеграции;
¨ социализации;
¨ коммуникации;
¨ мотивации трудовой деятельности.
Уровни корпоративной культуры
¨ поверхностный (символический) - архитектура, дизайн, фирменный стиль, стиль поведения, этика;
¨ внутренний - нормы и ценности, разделяемые членами организации;
¨ глубинный - история развития организации, идеология, мифы.
Модели корпоративной культуры
¨ Бюрократическая - характерна для больших компаний, с четким определением прав и обязанностей;
¨ Личностно-ориентированная - характерная для небольших компаний и направлена на автономность труда;
¨ Целевая - чаще используется во временных трудовых коллективах, в условиях рынка и ориентирована на работу в «команде».