double arrow

Ранний возраст

Начинает складываться чувственный опыт восприятия и оценки величины в результате установления связей между зрительными, осязательными и зрительно-тактильными ощущениями от игрушек и предметов разных размеров, с которыми опери­рует малыш.

Сетчатка глаза новорожденного имеет одинаковое строение с сетчаткой взрослого, поэтому предметы дают правильное изо­бражение. Но ребенок еще не научился управлять двигательной частью зрительного анализатора (это развивается с опытом), по­этому часто делает ложные заключения о размерах предметов.

Многократно воспринимая предметы разного размера на разном расстоянии, связывая восприятие с называнием предме­тов и их размеров, ребенок учится сравнивать, называть, анали­зировать, уточнять путем осязательных ощущений.

В конце первого года жизни в процессе предметных действий у ребенка начинает формироваться константность восприятия (способность воспринимать размеры предмета на разном рас­стоянии в разном положении). У детей второго года жизни мо­гут быть выработаны реакции сравнения величин, которые но­сят абсолютный, а не относительный характер («У меня есть большая собака»). У детей третьего года жизни константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится устойчивой, но носит локальный харак­тер (признак размера закрепляется за конкретным предметом). Довольно часто в своих играх дети игнорируют признак величи­ны (например, пытаются большую игрушку уложить в малень­кую коробку).

Четвертый год жизни

Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пас­сивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Напри­мер, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч».

Величина предметов воспринимается недифференцирован­но, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутству­ют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: