1. Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок».)
2. Измерение с остатком. («Длина стола — 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько».)
3. Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)
4. Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками.)
Ошибки детей:
• Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края).
• Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях).
• При измерении без фишек забывают считать мерки.
• При измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.
Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок:
—Кто заметил ошибку?
—Как ее исправить?
—Как измерить правильно?
Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».
Методика ознакомления с общепринятыми мерами длины:
Метром и сантиметром (задача 8)
Предварительная работа
Обучение измерению длины условными мерками подготавливает детей к знакомству с общепринятыми мерами, названий которых они слышали от взрослых.
Методика ознакомления с метром
I. Экскурсия в магазин тканей:
• наблюдение за действиями продавца;
• рассматривание линейки длиной 1 метр;
• объяснение, что «метр» — это название этого инструмента, потому что его длина 1 метр;
• специальная демонстрация способа измерения ткани метром;
• сравнение ширины разной ткани с метром на глаз и проверка линейкой (ширина ситца меньше метра, ширина шерсти больше метра);
• покупка ткани, тесьмы, ленты (2 м, 3 м,...).
П. Беседа на занятии:
—Что видели в магазине?
—Что и когда покупали со взрослыми?
—Где еще применяется измерение с помощью метра?
—Зачем нужна одинаковая для всех мерка — метр?
Рассматривание линейки-метра:
—Как называется эта мерка?
—Почему?
—Людям каких профессий она нужна?
III. Практическая деятельность:
• обследование метровой линейки, сравнение ее длины.расстоянием между разведенными руками, с ростом детей.
• рассматривание и сравнение разных по виду измерительных инструментов (деревянного, металлического, складного и др.), но одинаковых по длине (1 метр) способом приложения;
• упражнение в измерении метром (длины и ширины комнаты, длины дорожки и др.).