Методика формирования представлений об объеме и измерении объема жидких и сыпучих веществ (задача 9)

Объекты: вода, компот, песок, крупа и др.

Мерки: стакан, кружка, банка, ложка и др.

Проблемные ситуации: отмерить нужное количество:

воды для полива растений;

корма для рыбок и т. п.

Последовательность введения терминов: «Объем большой — маленький», «объем больше — меньше», «одинаковые по объему».

Правила измерения:

• соблюдение полноты наполняемости мерок (горка сыпучих веществ снимается палочкой, жидкие вещества наливаются до отметки);

• сочетание переливания и пересыпания со счетом (в начале можно использовать фишки);

• отражение способа и результата действий в речи («В банке 3 стакана крупы»).

Ошибки детей:

• нет равномерности в наполнении мерок (отсюда результа­ты либо преувеличены, либо приуменьшены);

• забывают считать отмеренное;

• не понимают значение результата и др.

Методика знакомства с литром

Литр — это единица объема (кубический дециметр).

Необходимо использовать жизненные ситуации, опираясь на детский опыт. Можно применять любые жидкости или сыпучие вещества, но обычно выбирают воду.

Подготовительные упражнения:

• заполнить литровые банки водой, используя разные мерки (стакан, чашку и др.);

• измерить количество воды в литровой банке, используя разные мерки;

• повторить правила измерения объема;

• обсудить зависимость результата измерения от выбора мерки.

Последовательность обучения:

1. Детям предлагается вспомнить и назвать жидкие вещества.

2. Демонстрируется мерная литровая кружка, поясняется, что объем жидких веществ измеряют этой меркой, которая на­зывается «литр», потому что вмещает 1 литр жидкости. Кружка заполняется водой до нужной отметки.

3. Определяется вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки.

4. Обсуждается, где и почему требуется измерение литром.

5. Упражнения в измерении объема воды в сосудах и в отме­ривании нужного объема воды.

Дидактические игры

«Магазин», «Уравняй», «Угадай, сколько литров воды вмеща­ется в посуду» (сначала вместимость кастрюль, кувшинов, чай­ников и пр. определяется на глаз, затем проверяется измерени­ем) и др.

Методика формирования представлений о массе предметов и ее измерении (задача 10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: