Используются игры, описанные выше, но с добавлением разнообразия форм, размеров и цветов:
«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Можно убирать и переставлять до трех фигур);
«Найди свой домик», «Подбери ключ к замочку», «Гаражи»;
«Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе»;
«Сортировка». (Фигуры группируются по признаку формы, или величины, или цвета).
Замечание: игра «Сортировка» используется психологами для определения уровня развития ребенка:
—Разложи фигуры на 3 (или 2, или 4) группы. Расскажи, по какому признаку ты это сделал. (Самый высокий уровень.)
—Разложи фигуры по цвету (или форме, или размеру). Сколько групп получилось? Расскажи о них.
—Сюда положи круги, сюда — квадраты, сюда — треугольники (или: «Сюда — большие фигуры, сюда — маленькие», или: «Сюда — красные, сюда — синие, сюда — зеленые, сюда — желтые»).
—Дай такие! (Низкий уровень — дети не владеют терминами, но работают по образцу).
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами (задача 3)
Предварительная работа
Знакомство с объемными формами и моделями объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит в процессе игр со строительным и др. материалом еще в младших группах:
—Посмотри.
—Возьми.
—Потрогай.
—Назови.
—Покажи.
—Подействуй.
—Дай такой же.
—Дай то, что назову.
Дети отличают предметы по форме, но к моделям относятся как к игрушкам. Воспитатель может познакомить детей с правильными терминами, научить называть и обследовать модели осязательно-двигательным путем (погладить, покатать, построить и др.).
Наглядный материал
Модели объемных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда.
Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозможные вкладыши типа доски Сегена.
Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара — мяч, апельсин; куба — кубик, коробка; цилиндра — банка, стакан; конуса — колпак; пирамиды — пакет молока старого образца; призмы — пенал; параллелепипеда — мыло и др.