Нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264УК)

Объектом является общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступает здоровье человека, предметом преступления – транспортные средства.

Эта статья распространяется на все виды механических транспортных средств, движущихся по суше (кроме железнодорожного транспорта). Многие из них прямо названы в диспозиции статьи и примечании к ней. Под самоходными машинами понимаются транспортные средства, имеющие двигатель. Это, например, дорожные, строительные, уборочные и другие сельскохозяйственные машины и т.п. Перечень механических транспортных средств не является исчерпывающим; определение такого средства обычно содержится в правилах дорожного движения

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Как и в предыдущей статье, диспозиция бланкетная; при расследовании и судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют, утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать.

В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их угоном» говорится: «Признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение».

Между фактом нарушения правил и вредом должна быть установлена причинная связь. При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи следует обратить внимание на такую особенность дорожно-транспортных происшествий, как наличие более или менее длительного периода неуправляемости транспортным средством во время его движения, когда, например, водитель уже заметил опасность, но не мог успеть остановить машину. Этот период определяется временем реакции водителя на возникшую ситуацию плюс время действия механизмов (длина тормозного пути и т.п.). Поэтому если водитель даже и осознал опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, фактически управляющее транспортным средством. Статистика показывает, что три четверти всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей транспортных средств. Закон не проводит различия между водителем — работником транспорта, человеком, управляющим собственной автомашиной и имеющим соответствующие права, и тем, кто самовольно сел за руль, не имея ни прав, ни навыков вождения. В последнем случае, однако, необходимо убедиться в том, что субъект знал правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств или, по крайней мере, имел возможность их знать и соблюдать. В противном случае он несет ответственность за преступление против личности пли имущества (разумеется, при наличии вины).

В одном из определений Верховного Суда СССР (1971 г.) было сказано, что «за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии». Это разъяснение верно и в настоящее время.

Нарушение правил вождения или эксплуатации служебной машины военнослужащим влечет ответственность по ст. 350.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожностьпо отношению к последствиям (хотя нарушение правил может быть и осознанным). Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации транспорта может быть мотивировано, например, стремлением быстрее доехать до места назначения, перевезти больше грузов или пассажиров, сократить путь следования и т.п. Что касается отношения к последствиям, то их умышленное причинение влечет квалификацию всего содеянного по статьям о преступлениях против личности.

В автотранспортных преступлениях нередко, кроме вины водителя, имеет место и вина потерпевшего (переход улицы в неположенном месте, неожиданное появление перед транспортным средством и т.п.). Необходимо учитывать, что такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в действиях (бездействии) последнего есть все признаки состава преступления, а именно: были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь между нарушением и наступившими последствиями; он нарушил правила умышленно или по неосторожности, мог и должен был предвидеть наступление указанных последствий.

Составматериальный, т.к. обязательным элементом состава являются общественно опасные последствия.

Квалифицирующие составы. Уголовная ответственность наступает только при причинении тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1), причинения тяжкого вреда здоровью лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 2), причинении смерти по неосторожности (ч. 3), причинении смерти по неосторожности лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч.4), причинении смерти по неосторожности 2 и более лицам (ч.5), причинении смерти по неосторожности 2 и более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч.6). Если вред здоровью человека не превышает легкого или среднего телесного повреждения, может наступить гражданская или административная ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: