double arrow

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Непосредственный объект преступления - безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.

Железнодорожный транспорт представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).

В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутришахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случаях рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Метро, являясь городским рельсовым транспортом, с учетом условий его работы, приравнивается в смысле уголовно-правовой юрисдикции к железнодорожному транспорту.

Воздушный транспорт - это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.

Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.

К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.

Объективная сторона преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.

Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.

Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).

Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от технических требований его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих возможность их эксплуатации, и др.).

Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий: причинение тяжкого вреда здоровью.

Для объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчер, капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.).

Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.

По форме вины преступление, предусмотренное ст. 263 УК, может быть только неосторожным, так как виновный, сознавая факт нарушения правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, предвидит возможность причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человеку, либо смерти нескольким лицам, а равно причинения крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит возможность их наступления, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Квалифицированный состав. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК.

Причинение смерти двум и более лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: