Итак, в стандартном случае рост спроса приводит к росту цен и объемов продаж; снижение спроса — к снижению цен и объемов продаж; рост предложения — к росту объемов продаж и снижению цен; уменьшение предложения — к снижению объема продаж и росту цен. Количественные изменения объемов продаж и цен зависят от параметров функций спроса и предложения. При одновременном сдвиге кривых спроса и предложения (в одном или разных направлениях, на одну или разные величины) возможны различные изменения равновесных цен и объемов производства. Допустим, что в связи с ростом цен на ресурсы, используемые в производстве товара, издержки фирм увеличились и кривая предложения сдвинулась влево—вверх В результате на рынке станет меньше товара (равновесный объем производства сократится до Q2), покупатели начнут активнее конкурировать между собой за покупку данного товара и равновесная цена товара возрастет до Р2.

ВЫИГРЫШ ОТ ОБМЕНА: ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Излишек потребителя можно интерпретировать и по-другому. Если представить не рыночный, а индивидуальный спрос, то нисходящая форма кривой спроса будет объясняться, в том числе законом убывающей предельной полезности, когда каждая следующая единица товара приносит потребителю все меньшую пользу, и все меньшую цену он готов за нее платить. По аналогии с излишком потребителя можно рассмотреть и излишек производителя При равновесном объеме продаж сумма излишков потребителей и производителей достигает минимума. Понятия излишка потребителя и излишка производителя широко используются при анализе рыночных процессов, затрат и выгод субъектов рынка от тех или иных мер государственного регулирования, изменений рыночной ситуации и т.д. Если функции спроса и предложения представить как непрерывные, то излишки потребителей и производителей можно решать алгебраическим путем, определив площади соответствующих фигур. Для прямых линий спроса и предложения это площади треугольников, их можно рассчитывать по соответствующим правилам; для нелинейных функций спроса и предложения площади фигур рассчитываются как интегралы функций на соответствующем отрезке.
24. Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Она показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при изменении цены на данный товар на один процент. Математически эластичность спроса может быть выражена в видекоэффициента эластичности (Еd): где Ed – коэффициент эластичности спроса по цене; Q0 – начальная величина спроса на товар; Q1 – конечная величина спроса на товар; ∆Q – изменение спроса на товар (Q1 – Q0); Р0 – начальная цена на товар; Р1 – конечная цена на товар; ∆Р – изменение цены на товар (Р1 – Р0).
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении цены автомашины на 1 % объем продаж снижается на 2 %. В этом случае Ed = –2 % ׃ 1% = –2.
Величина эластичности спроса по цене – всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежание путаницы в экономическом анализе знак «минус» опускается. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.