Различают пять видов эластичности спроса по цене

Эластичный спрос, за которого изменение цены на 1 % вызывает изменение объема спроса, который превышает 1 %. Коэффициент эластичности в случае эластичного спроса всегда превышает единицу: Ер > 1. Кривую эластичного спроса можно изобразить в виде гипотетической кривой спроса (рис. 3).

Рис. 3. Эластичный спрос

На рис. 3 видно, что цена изменилась несущественно, а спрос відреагу-вав на эту смену достаточно значительно. Следовательно, эластичный спрос — это быстрое и значительное изменение величины спроса под воздействием изменения цены товара. Эластичный спрос всегда обеспечивает рост объемов дохода (выручки от реализации), который определяется денежной суммой, что оплатили покупатели и получили продавцы, это произведение цены за единицу товара на количество единиц проданного товара.

При неэластичном спросе изменение цены на 1 % предопределяет незначительное изменение объема спроса. Неэластичный спрос всегда имеет коэффициент эластичности более малый единице: Ер < 1. Изобразим кривую неэластичного спроса на графике (рис. 4).

Рис. 4. Неэластичный спрос

При неэластичном спросе величина спроса изменяется на меньший процент, чем изменяется цена, а общая выручка сокращается.

Единичная эластичность спроса — ситуация, при которой изменение цены на 1 % предопределяет такое же изменение объема спроса на 1 %. Коэффициент единичной эластичности спроса всегда равняется единице Ер = 1, потому что величина спроса и цена изменяются одинаковыми темпами. Проиллюстрируем это на графике (рис. 5).

Изменение цены в случае спроса с единичной эластичностью на величину выручки не влияет, потому общий доход от реализации остается неизменным.

Рис. 5. Спрос с единичной эластичностью

Абсолютно эластичный спрос — это ситуация, при которой величина спроса растет без изменения цены, по предыдущей цене, а кривая спроса расположена на графике горизонтально, параллельно оси абсцисс (рис. 6).

Рис. 6. Абсолютно эластичный спрос

Этот спрос является абстрактной крайностью рынка. На рис. 6 видно, что за ценами, более высокими и более низкими цены в точке А, продажи товара не было. И только когда цена снизилась к значению в точке А, исчезли ограничения для увеличения величины спроса, вплоть до объемов насыщения рынка этим товаром. Выручка при этом виде эластичности спроса растет вместе с увеличением объема продаж.

При абсолютно неэластичном спросе кривая спроса расположена вертикально, это значит, что величина спроса остается неизменной независимо от колебания цены на товар.

Рис. 7. Абсолютно неэластичный спрос

На рис. 7 видно, что величина спроса остается неизменной и независимой от изменения цены. Этот спрос также является абстрактной крайностью рынка, которую трудно встретить в реальной действительности. Выручка сокращается вместе с уменьшением цены.

Об абстрактной крайности абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса свидетельствует также тот факт, что эти виды эластичности лежат за пределами действия закона спроса, который предусматривает взаимосвязь цены и величины спроса. Поэтому абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный виды спроса имеют быстрее теоретическое, а не практическое приложение.

Необходимо также отметить, что две категории — спрос и цена могут находиться в прямой или обратной зависимости. Во взаимосвязи "спрос — цена", то есть когда спрос является первичным, зависимость прямая, а во взаимосвязи "цена — спрос", то есть когда цена первична, а спрос вторичен, — зависимость обратная.

Мы рассмотрели потребительский спрос — важнейшую категорию рынка, одну из его сторон, что формируется на основе потребностей и интересов потребителей.

Для функционирования рынка, рыночных отношений нужно удовлетворять эти потребности, то есть, чтобы эти разнообразные блага и потребности кто-то создавал, предлагал потребителям на рынке. Следовательно, второй важной категорией рынка является предложение товаров и услуг.

Вопрос 4. Предложение товара и его кривая

В основе предложения лежит производство товаров, создания услуг усилиями производителей. Поэтому кроме потребителя важным субъектом рынка является создатель благ и услуг — производитель. Производителями выступают все юридические лица, которые имеют статус предпринимателя независимо от размера предприятия, его формы собственности, характера организации труда и производства, результатов его творческой деятельности. Все эти юридические лица от наименьшей мастерской с одним рабочим к наибольшим многоотраслевым национальным и транснациональным корпорациям с сотнями тысяч работающих образуют единственный субъект рынка — производителя.

Производитель, создавая блага и услуги, формирует предложение товаров на рынке.

Предложение — это возможность и возможность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке. Производители формируют предложение товаров в первую очередь на основе спроса на них. Почему на рынке есть все необходимы товары от океанских пароходов к канцелярским скрепкам? Кто или что управляет выпуском этих товаров? Это делает рынок. Производители предлагают те товары и услуги, на которые есть спрос на рынке. Производитель как субъект рыночной экономики никогда не будет создавать товар, который не нужен рынку и не имеет спрос, потому что это приведет к безвозвратным расходам капитала, труда и природных ресурсов. Как производитель предусматривает спрос на товары и величину этого спроса? Через цену, на основе цены. Производя блага и услуги, формируя предложение товаров на рынке, производитель ориентируется на цены товаров. Следовательно, предложение товаров и спрос на них теснее всего связаны с ценами товаров и тарифами на услуги.

Связь между ценой товара и его предложением объясняет закон предложения. Что высшая цена товара, то высшее его предложение, потому что производителям более выгодно производить и продавать товары по высокой цене. Что низшая цена товара, то меньше будет и его предложение, поскольку производителям становится менее выгодно производить и продавать товар по низкой цене. Следовательно, зависимость между ценой товара и его предложением — прямая.

В этой зависимости и заключается действие закона предложения: по мере повышения цены товара его предложение растет, а по мере уценки — предложение сокращается, если существует постоянный спрос на этот товар.

Нужно различать предложение товаров и величину предложения.

Предложение товаров — это физический объем выработанных товаров и услуг, это естественная категория, которая выражает производственные возможности производителей.

Величина предложения — это предложение, оплаченное платежеспособным спросом, это совокупность благ и услуг, купленных на рынке потребителем. В основе величины предложения также лежат цена товара и покупательная способность (бюджет) потребителей.

Зависимость величины предложения от колебания цены товара можно изобразить графически в виде кривого предложения. Для построения кривого предложения используем те же условия рынка бензина, на основе которых строили кривую спроса, считая, что все другие переменные, кроме цены, не изменяются.

Рис. 8. Кривая предложения

Цена 1 л бензина колеблется от 20 до 100 ден. ед., эти величины мы откладываем на оси ординат. Величина предложения бензина колеблется от 2 до 10 млрд. л в зависимости от цены на этот товар. По самой низкой цене 1 л бензина 20 ден. ед. производители поставляют на рынок его минимальное количество — 2 млрд. л, потому что им невыгодно продавать его по низкой цене. Обозначим это на графике (рис. 8) точкой D. По наивысшей цене 1 л бензина 100 ден. ед. производители будут предлагать максимум бензину — 10 млрд.. л (точка Е). Соединив точки D и Е, получим кривую предложения бензина DE. Величина предложения товара прямо зависит от его цены. Под воздействием ценового фактора, то есть изменения цены на бензин, происходит изменение величины предложения вдоль кривого предложения: если цена 1 л бензина 60 ден. ед., то величина предложения будет составлять 6 млрд. л (точка С), соответственно если 100 ден. ед., то достигнет 10 млрд. л (точка Е). Кривая предложения демонстрирует действие закона предложения на основе прямой зависимости цены товара от величины его предложения и имеет позитивный наклон. Кривая предложения показывает, по какой самой низкой цене производители готовы продать свой товар. В этом примере они готовы это сделать в ограниченном количестве при цене 1 л бензина 20 ден. ед. Образуется разница 60 - 20 = 40 ден. ед., какая составляет избыток производителя. Избыток производителя — это разница между тем, что производители получают за единицу товара, и тем минимумом цены, за которой они готовы продать товар. Этот избыток является стимулом рыночной деятельности производителей, стимулом формирования предложения товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: