Сразу после рождения | В положении лицом вниз — таз высоко, колени под животом |
4-6 нед. | В присутствии матери оживляется, размахивает руками, ногами, улыбается. |
12-16 нед. | Поворачивает голову на звук. Удерживает предмет, помещенный в руку. |
20 нед. | Тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещен в руку. |
26 нед. | Перекладывает предметы из одной руки в другую. Сидит с протянутыми для поддержки руками. Лежа на спине спонтанно поднимает голову. Жует. Сам ест печенье и очищенные помидоры, сливы. |
9-10 мес. | Показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Ползает, встает, держась за опору, бросает предметы. Если регулярно взрослые повторяют определенные движения, то машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в «ладушки». Помогает одеваться, держит ногу для ботинка или руку, чтобы засунуть ее в рукав. |
13 мес. | Бросает предметы, ходит без помощи. Говорит 2-3 одиночных слова. |
15 мес. | Ест сам полностью, если позволяют, берет чашку, пьет, ставит ее без помощи. Прекращает тянуть все предметы в рот, бросать вещи. |
15-18 мес. | Копирует домашнюю работу матери: вытирание пыли, стирку, уборку. |
18 мес. | Начинает проситься на горшок. |
2 года | Хорошо бегает, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на стул, диван. Сочетает 3 слова в предложении (местоимение, глагол, существительное). Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним происшедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальную линию, пытается чертить круг. Может назвать несколько картинок и предметов. |
2,5 года | Прыгает на обеих ногах. Знает свое полное имя. Называет себя «я». Помогает убирать вещи. Может ходить на цыпочках по просьбе. Строит башни из 8 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок. |
3 года | Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на трехколесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Играет в простые игры. Помогает в одевании (застегивает пуговицы, надевает туфли). Моет руки, ест самостоятельно. Наливает из кувшина. Строит башню из 9 кубиков. Имитирует конструкцию моста из 3 кубиков. Копирует карандашом изображение креста и круга. Свободно использует местоимения. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает свой возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Неоднократно спрашивает «почему?». |
4 года | Прыгает на одной ноге. Бросает мяч. Хорошо взбирается. Использует ножницы, чтобы вырезать картинки. Правильно считает 4 предмета. Играет с несколькими детьми, начинает имитировать социальные роли. Сам ходит в туалет. Рисует круг, рисует человека («головоноги»). Может выделить из двух более длинную линию. Может придумывать истории. Пересказывает сказки. |
5 лет | Скачет. Сам одевается и раздевается. Пытается помочь в домашней работе. Копирует квадрат и треугольник. Называет 4 цвета. Может определить более тяжелую из 2 вещей. Считает 10 предметов. Задает вопросы о значении слов. Рифмует. Заинтересованно спрашивает об оценке поведения других детей, взрослых («правильно» - «неправильно»?) |
Вопросы для самопроверки
|
|
|
|
1. Какие отделы мозга участвуют в обеспечении речевой деятельности?
2. Каковы психофизиологические механизмы звукопроизношения?
3. В чем сущность онтогенетического развития звукопроизносительной стороны речи?
4. Каковы психофизиологические механизмы просодической стороны речи?
5. В чем состоит различие между произвольными и непроизвольными движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция?
6. Каковы основные этапы психо-моторного развития детей?
7. В чем особенность речевого дыхания по сравнению с физиологическим?