Диагноз дизартрии, определение ее формы и степени расстройств определяются невропатологом. Именно врач устанавливает время, когда может логопед начинать восстановительную коррекционную работу. В обязанности логопеда входит обследование состояния мышц артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, сохранность и понимание связной речи. Диагностическое обследование осложняется тем, что дизартрия у взрослых часто сопровождается явлениями афазии.
Основные методики обследования речи взрослых с дизартрией аналогичны тем, которые применяются при обследовании детей с дизартрией. Это позволяет выявить характер поражения нейромоторного аппарата артикуляторных мышц. Основное заключение логопеда делается в соответствии с клиническими данными, представленными в истории болезни.
Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов (1989) рекомендуют для взрослых больным с дизартрией нейрофонетический анализ симптомов дизартрии, который обычно проводится врачом, что позволяет произвести качественную квалификацию дизартрии, выделив ее клиническую форму.
|
|
Как правило, у взрослых больных не отмечается нарушений письма и чтения и расстройства касаются только звукопроизносительной стороны речи.
Понятие “реабилитация” в специальной педагогике является относительно новым и означает процесс восстановления физических или психических функций у лица, которое перенесло травму или заболевание. Реабилитация предполагает, что ранее этот человек был способен адекватно функционировать в определенных сферах деятельности. Целью реабилитации лиц с дизартрией в широком плане является возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функционирования. В контексте данного учебного пособия понятие реабилитации включает в себя восстановление способностей к деятельности на основе резервных возможностей пациента с использованием специальных педагогических и психологических методов воздействия.
Реабилитация взрослых лиц, страдающих дизартриями, связана с целым комплексом мероприятий специализированной помощи. Имеется в виду клиническое обследование и диагностика, лечение с помощью медикаментозных и физиотерапевтических средств, специальная педагогическая работа по коррекции звукопроизношения, специализированная психологическая помощь.
Нарушения речи органического генеза отражаются на поведении, характере и личностностных особенностях взрослого человека. Речевой дефект создает трудности коммуникативного характера, возникает дезадаптивное поведение, что затрудняет процессы социализации.
|
|
Лица, страдающие дизартрией, характеризуются астенией, высоким уровнем тревожности, фрустрационными переживаниями, заниженной самооценкой, сниженной психической активностью, преобладанием негативного настроения и отрицательных реакций (избегания, ухода, страха), нарушениями ритмичности и координации движений, слабыми адаптационными возможностями.
Прогностически неблагоприятным для развития компенсаторных возможностей является взаимосочетание речевых нарушений, структуры темперамента и проявлений тревожности.
В комплексной реабилитации взрослых основное значение имеет медицинская помощь, так как больные поступают в лечебные учреждения, главным образом, с острыми и нередко тяжелыми состояниями, обусловленными органическим поражением головного мозга в связи с кровоизлияниями, травмами и т. п.
Логопедическая работа начинается по назначению врача и в сроки указанные врачом. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровождении. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нарушений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40 – 60 лет, которые занимали определенный социальный статус и были активны в трудовой деятельности.
Основным патогенным фактором в плане психологической дезадаптации у них являются ситуации ломки жизненного стереотипа, а иногда и семейной жизни. На фоне органического поражения мозга начинают развиваться расстройства невротического и психоорганического характера. Это, помимо основного заболевания, усиливает астению, перенапряжение вегетативной нервной системы, а затем вызывает целый комплекс вегетативных дисфункций. Чем глубже изменила болезнь характер личности, тем более необходимо в лечении такого больного патогенетическая психотерапия и психологическое сопровождение, направленные на реорганизацию личности, на снижение депрессивного настроения, формирование положительного эмоционального контакта с близкими людьми, врачом и логопедом.
Особенно важным является взаимодействие врача, логопеда и психолога на протяжении всей работы с больным дизартрией, проведение совместно психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внимания, мышления, эмоционального состояния.
При общении с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать реалистической оценке больным окружающей действительности, собственной работоспособности, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. По мере восстановления речи психолог и логопед свою работу направляют на уменьшение психологической зависимости больного от врача, психолога и логопеда. К концу реабилитационного периода, когда создается точное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентировать больного на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невозможность работы по специальности, где необходим вербальный контакт некоторые больные обучаются различным трудовым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.
В современных тренингах с использованием биологической обратной связи применяются внешние зрительные или слуховые сигналы, которые информируют больного о появлении специфических изменений функций организма. В этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов поведения утяжеляющих их состояние, часто путем преднамеренного вхождения в определенные состояния мозга (А.А. Сметанкин, 2001; Н.М. Яковлев, 1993).
|
|
Использование нервно-мышечной обратной связи позволяет выработать точность движений, а также возбуждать или тормозить деятельность отдельных мотонейронов.
Подобные методы воздействия в настоящее время все шире используются для облегчения контроля над тревогой и депрессией, а также для содействия расслаблению определенных групп мышц, что бывает особенно важно при спастических формах дизартрий.
Существуют методы, использующие различные способы дыхания. Они основаны на заданной длительности вдоха, паузы и выдоха. Такие методы можно использовать для регуляции дыхательной функции и ее ритмизации. Эти методики часто комбинируются с методиками осознания движений. Как и в танцетерапии, правильное использование этих процедур предполагает овладение специфической эмоциональной экспрессией и способствует не только оптимальному эмоциональному состоянию, но и, что важно для больных с дизартрией, расслаблению спастических мышц. Показана таким больным и музыкотерапия. Полезно слушать ритмическую музыку, так как слышимые ритмы вызывают реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью мышечной активности. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, соответствующие ритму, мобилизует ритмическую перцепцию.
Учитывая то, что процессы письма и чтения у взрослых больных остаются сохранными, эффективным в работе психолога является библиотерапия. Материалы библиотерапии могут быть мощным и динамическим средством пробуждения неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешимых конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей информирования или удовлетворения эмоциональных потребностей.
Как правило, взрослые больные с дизартрией меняют свой социальный статус, в связи с чем проходят различного вида целый ряд экспертиз. Основополагающим в экспертной оценке должно являться то положение, что в заключении дается оценка не речевому дефекту, а человеку, как носителю этого дефекта, если он нуждается в социальной защите в виде преобретения новой профессии, отвечающей его возможностям, группе инвалидности и т. п.
|
|
Специальный и клинический психолог участвуют и в оценке возможностей восстановления психической деятельности человека, реабилитационного прогноза и формировании на этой основе индивидуальной программе реабилитации.
Работа логопеда по коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи строится в соответствии с методиками, подробно разработанными в отечественной логопедии и широко представленными в специальной литературе. В данной книге представлены логопедические технологии в главе 8.