Программа, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации в феврале 1996 г., направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии в Российской Федерации, содействия развитию материальной базы туризма и разработана с учетом концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
Содержание проблемы. Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. По прогнозам Всемирной торговой организации, высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 г. количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн поездок, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долл.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристическом рынке при) обязательном условии — проведении активной государственной политики в области развития туризма.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке: на ее долю приходится менее 1,5% мирового туристического потока.
Цель, задачи и этапы реализации Программы. Главная цель — создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой — значительный вклад в развитие народного хозяйства страны, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Основные задачи:
создание современного отечественного туристического рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
формирование современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма;
создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
обеспечение развития социального туризма в Российской Федерации;
упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей характера туристической деятельности;
стимулирование развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства в этой области;
создание условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоения новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
интеграция России в систему мирового туристического рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
реализация в России принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
содействие в разработке и внедрении на отечественном туристическом рынке прогрессивных технологий туристического обслуживания;
стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения внебюджетных источников, в том числе иностранных инвестиций, для реконструкции и нового строительства туристических объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведение активной рекламной деятельности;
создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
развитие отраслевой туристической науки, осуществление комплекса базовых научных исследований в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях.
Программу предлагается реализовать в два этапа:
первый этап (1995 —1997 гг.): разработка и реализация системы программных мероприятий по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения; развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристических объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристическим потенциалом;
второй этап (1998 — 2005 гг.): завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма, модернизации существующей материальной базы, активизация строительства новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению отечественного туристического продукта на мировом рынке.
Система программных мероприятий. Система программных мероприятий на 1995 — 1997 гг. охватывает основные направления государственной политики в области туризма и включает:
нормативно-правовую область (разработка проекта закона «О туризме», законодательных актов, регулирующих налогообложение, имущественные отношения, внешнеэкономическую деятельность, порядок въезда и выезда иностранных граждан и туристических поездок российских граждан за границу, вопросы природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д., заключение межправительственных соглашений и соглашений Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области развития туризма и т.п., создание соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих и др.);
содействие развитию материальной базы туризма (разработка механизма финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры и др.);
рекламно-информационное обеспечение продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках (подготовка и издание базового пакета информационно- рекламных материалов о возможностях туристического рынка России; участие в организации и проведении крупнейших международных и отечественных туристических выставок; реформирование сети загранпредставительств Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристических центров России за рубежом; создание информационных банков данных туристических средств размещения, фирм, туров, маршрутов; проведение рекламных кампаний в отечественной и зарубежной прессе с целью формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, и др.);
кадровое обеспечение развития туризма (определение потребности в кадрах специалистов, перечня туристических профессий и соответствующих учебных специальностей; разработка учебных программ и методических пособий; содействие в формировании сети специализированных учебных заведений и подготовке кадров преподавателей и др.);
научное обеспечение туризма (определение перспективных направлений научных исследований, включающих разработку программ развития специализированных видов туризма — социального, экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др., проведение комплекса базовых исследований туристического потенциала страны, разработка методологии и методики оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма, анализ и прогнозирование конъюнктуры туристического рынка с последующей разработкой Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации и др.).
Система мероприятий по развитию туризма на 1998—2005 гг. будет разработана в ходе реализации мероприятий первого этапа Программы.
Ресурсное обеспечение Программы. Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников: внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы; средства федерального бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы, в том числе для окончания строительства и реконструкции туристических объектов в 1995 —1997 гг., составляет 2 044,2 млн руб. (в ценах 1995 г.). Из них за счет средств федерального бюджета — 14,6 млрд руб. на реализацию основных программных мероприятий, в том числе 6,3 млрд руб. в 1996 г.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы (1998 — 2005 гг.), составит, по предварительной экспертной оценке, не менее 20 трлн руб. (в ценах 1995 г.) # будет определен после реализации программных мероприятий Первого этапа, подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период с учетом Генеральной схемы развития и размещения зон и объектов туризма на территории Российской Федерации, разработку #яорой предполагается осуществить при реализации первого этапа Программы.
Механизм реализации Программы. Подготовка системы программных мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму организует проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий Программы могут быть средства, получаемые в установленном порядке от лицензирования международной туристической деятельности и оплаты работ по сертификации туристических услуг. Разработку и издание базового пакета рекламно-информационных материалов, участие в туристических выставках и биржах, формирование информационных банков данных предполагается осуществлять за счет совместного финансирования (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников). Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств.
В целях расширения возможностей аккумулирования средств частных отечественных и иностранных инвесторов для реализации мероприятий и проектов Программы в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму будут созданы подведомственные ему федеральные унитарные предприятия.
Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах государственной поддержки.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. С целью организации работ по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму создает дирекцию федеральной целевой Программы. Дирекция Программы осуществляет текущее управление, координацию и контроль выполнения работ.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму ежегодно заслушивает на заседаниях коллегии и направляет в федеральные органы государственной власти и управления доклад о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы. Главный социальный эффект Программы будет состоять в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. При этом особое внимание уделено решению проблем отдыха и туризма наименее социально защищенных слоев населения.
Реализация Программы станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. Согласно прогнозным оценкам, к концу реализации первого этапа Программы в сфере туризма и сопряженных отраслях будет создано около 60 тыс. новых рабочих мест.
В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия страны, прежде всего в важнейших центрах развития туризма, а также в малых и средних городах России, имеющих богатые исторические традиции. При воссоздании в них исторической застройки, памятников истории и культуры эти города станут популярными центрами отдыха и туризма.
Развитие туристической сферы позволит обеспечить значительные поступления в федеральный бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности. В ходе реализации Программы ежегодные дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет на начальном этапе оцениваются в сумме 300 — 350 млрд руб.
Намеченные в Программе меры будут способствовать значительному расширению притока в страну иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. После завершения первого этапа Программы ежегодный прирост валютной выручки за счет развития въездного туризма прогнозируется на уровне 1 млрд долл. США. Ежегодное увеличение туристического потока внутри страны и из-за рубежа только за счет реализации первого этапа Программы составит около 4 %. С учетом естественного прироста потока туристов за счет улучшения экономической, экологической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической ситуации в стране общее количество туристов может возрастать на 8 —9% ежегодно.
На втором этапе реализации Программы по мере роста затрат на мероприятия увеличение потока туристов может составить 14— 15%, что подтверждается показателями, полученными в результате анализа статистических данных по развитию мирового туризма. Реализация новых высокорентабельных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, будет способствовать повышению общей экономической эффективности. Программы.