Введение. Специальность 100103 - социально-культурный сервис и туризм

Санкт-Петербург

ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

С.А. Боголюбова

Конспект лекций

Специальность 100103 - Социально-культурный сервис и туризм

Специализация «Туризм»

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

д-р экон. наук, проф. С.А. Боголюбова

Рецензент

д-р экон. наук, проф. В.С. Боголюбов

Подготовлено на кафедре

социально-культурного сервиса и туризма

Одобрено научно-методическим советом

факультета туризма и гостиничного хозяйства

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

ãСПбГИЭУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Туризм как объект планирования. 5

Тема 2. Концептуальные основы планирования и развития туризма. 10

Тема 3. Методы планирования и прогнозирования развития туризма. 18

Тема 4. Особенности стратегического планирования в туризме. 22

Тема 5. Место стратегического планирования развития туризма в системе регионального управления. 28

Тема 6. Планирование воспроизводства и развития элементов структуры туризма в регионе. 37

Тема 7. Ресурсное обеспечение развития туризма. 45

Тема 8. Программно-целевое планирование развития туризма: региональный аспект. 59

Тема 9. Оценка эффективности управленческих решений в планировании развития туризма. 67

Тема 10. Опыт планирования развития международного туризма. 71

Тестовые задания. 80

Заключение. 88

Список литературы.. 90

Терминологический словарь. 92

Приложение. Извлечение из рабочей программы дисциплины. 100

Современная индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%, количество прибытий туристов в мире составляет около 900 млн. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Удовлетворить сегодня быстро меняющиеся потребности туристов становится возможным за счет усиления интеграционных процессов как внутри системы туризма, так и с внешней средой.

Однако вместе с развитием туризма возникают, развиваются и актуализируются проблемы устойчивого развития туризма, решение которых методами, сложившимися в прошлом, практически невозможно, что приводит к снижению конкурентоспособности этой прибыльной отрасли, отсутствие возможности наиболее полного удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги. Все это показывает на необходимость использования системного подхода в планировании туризма.

Современные специалисты должны знать основные закономерности, принципы и методы планирования развития туризма, важнейшие плановые показатели и методы их расчета, механизм взаимодействия планов развития туризма с планами социально-экономического развития региона.

Поэтому в качестве объекта изучения дисциплины выступает туризм как открытая социально-экономическая система. Предметом изучения являются принципы, методы и технология планирования туризма.

Целью дисциплины «Планирование и развитие туризма» является формирование у будущих специалистов знаний и навыков по вопросам планирования и развития туризма, а также применения теоретического инструментария к выбору оптимальных вариантов планов развития туризма в регионе.

В результате изучения дисциплины студент должен быть подготовлен к решению следующих задач:

· раскрытию основных закономерностей и логики планирования в системе управления туризмом;

· определению роли и возможности органов власти и управления влиять на туристскую сферу в регионе;

· рассмотрению отдельных проблем планирования развития туризма в Российской Федерации;

· установлению особенностей и основных инструментов разработки стратегии развития туризма;

· определению возможностей использования отдельных информационных потоков в процессе принятия решений по стратегическому планированию туризма на различных уровнях управления;

· применению современных методов обработки и анализа социально-экономической информации на отдельных стадиях процесса принятия управленческих решений;

· сопоставлению различных моделей и вариантов организации планирования развития туризма в Российской Федерации.

· анализу зарубежных моделей и методов планирования развития международного туризма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: