Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

Психологическое сопровожденияребенка с дизартрией и его семьи начинается с самого рождения при наличии признаков ДЦП.

При рождении реализуется генетическая связь мать-дитя. Эта связь обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощущения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, меняет эти взаимоотношения. Со стороны ребенка происходит снижение сенсорных ощущений, а со стороны матери – резкое изменение эмоционального отношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой.

Цель психологического консультирования в роддоме: снятие послеродового стресса с женщины, родившей ребенка с ДЦП. В дальнейшем психологом проводятся мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, гармонизации отношений между супругами.

Психологическое сопровождение преследует следующие задачи:

- разработка методики психодиагностики и изучение индивидуально-психологических особенностей больного ребенка;

- составление плана психокоррекционной работы;

- профилактика психосоматических заболеваний;

- психологическая коррекция личностных особенностей;

- методы реконструктивной психотерапии по В.Н. Мясищеву (2004);

- профориентационная помощь;

- семейное консультирование.

Любое индивидуальное психотерапевтическое/психокоррекционное воздействие на членов семьи преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Психолог, выслушивая пациента, выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, мыслит в категориях целостной структуры и «следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отразится на семейных взаимоотношениях в целом» (В.В. Столин, 1981).

Стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящий цикл. Семейная психотерапия направляется на разрушение этого цикла в случае его дезадаптивности и создание конструктивных вариантов семейного функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: