Тема 2.3 Виды ВЭД организации. Методы государственного регулирова-ния ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Согласно законодательству Российской Федерации все хозяй­ствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и об­ращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономи­ческие операции.

Особое место в ВЭД занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотруд­ничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изоб­ретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный ре­естр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с За­коном Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следую­щие методы регулирования:

· таможенно-тарифные;

· нетарифные.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД опреде­ляется перечнем основных документов, необходимых для таможен­ного оформления:

· счет-фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за едини­цу, количество и общая стоимость;

· паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемой в уполномоченных банках;

· сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);

· сертификат прохождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;

· лицензии для лицензируемых товаров.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В от­дельных документах – Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» – тамо­женные механизмы уточняются.

Таможенный тариф – система ставок таможенных пошлин, ко­торыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее то­вары. Он выполняет следующие функции:

· фискальную – обеспечивает пополнение доходной части бюд­жета;

· защитную – предохраняет национальную экономику от чрезмер­ной конкуренции;

· регулирующую – оказывает влияние на формирование структу­ры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдержи­вая развитие других.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), ос­нову которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) – международная товарно-статисти­ческая номенклатура.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми цена­ми на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации пре­дусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

· базовый – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление ре­жима наибольшего благоприятствования нации (РЫБ);

· максимальный – для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РЫБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых;

· минимальный – для товаров из развивающихся стран (Албании, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. – всего 130 стран); эти став­ки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, кото­рые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуще­ствляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. – всего 47 стран) и из стран СНГ – участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

Сумма таможенной пошлины (ТП) при ввозе-вывозе товара оп­ределяется в процентах от таможенной стоимости товара (ТС):

ТП = ТС × П / 100,

где П – ставка таможенной пошлины, %.

Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимым това­ром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулиро­вания – различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей при­роды, защите национальной безопасности и др.

К нетарифным методам регулирования относятся:

· лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров – лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена го­сударством;

· квотирование (определение квоты) — запрет и ограничение экс­порта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров, и соответствует правилам мировой торгов­ли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: