Составление внешнеторгового контракта

Внешнеторговый контракт – это документ, в котором наиболее полно отражены условия купли-продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязу­ется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену.

Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указы­ваются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон. Далее располагаются следующие разделы контракта.

В разделе I «Предмет контракта» указываются вид внешнеторго­вой операции, базисные условия поставки, точное наименование то­вара (в соответствии с таможенной классификацией), количество и происхождение товара.

В разделе II «Качество товара» указываются качественная харак­теристика товара, соответствующие документы, подтверждающие качество и способ определения качества данного товара. Докумен­том, подтверждающим качество товара, может быть сертификат качества, который выдается либо производителем, либо другой организацией, дающей сертификат по заказу продавца.

В разделе III «Цена и общая сумма контракта» фиксируется валюта цены, т.е. по согласованию сторон выбирается валюта одной из стран или валюта третьей страны. Здесь же указываются цена единицы товара и общая сумма контракта. Важным моментом внешнеторговой сделки является определение уровня цены товара, т.е. контрактной цены. В качестве контрактной используются сле­дующие виды цен: справочные цены, биржевые котировки, цены международных аукционов, цены отдельных крупных предложений и запросов, цены конкурентов.

Раздел IV называется «Срок поставки». Срок поставки – это календарные даты, в течение которых товар должен быть доставлен покупателю в установленное контрактом место (географический пункт). Кроме срока поставки в данном разделе контракта выделя­ется дата поставки, указывающая момент передачи товара покупа­телю.

В разделе V «Условия платежа» должна быть указана валюта, в которой будут производиться расчеты между сторонами за постав­ленный товар. Кроме того, указываются: место и срок платежа; способ платежа (расчет за наличные, платежи с авансом или плате­жи в кредит); форма расчетов. В международной практике существу­ют следующие формы расчетов:

· расчет по инкассо (с предварительным или последующим ак­цептом);

· аккредитивная форма расчетов;

· банковский перевод;

· открытый счет.

В разделе VI «Сдача-приемка» должен быть согласован сторонами и зафиксирован момент сдачи-приемки – определенный момент, когда происходит передача товара покупателю в соответствии с количеством и качеством, которые предусмотрены контрактом. Необходимо так­же согласовывать вид сдачи-приемки.

В контракте также указывается место сдачи-приемки. Сроки сда­чи-приемки по количеству и качеству не совпадают по времени. Про­верка товара по количеству проводится сразу же при его получении. Проверка товара по качеству требует большего времени (это зависит от вида товара).

В разделе VII «Упаковка и маркировка товара» оговариваются тре­бования к упаковке товара, вид упаковки, условия упаковки. Специ­фика товара здесь играет большую роль. Маркировка товара должна соответствовать перечисленным в контракте реквизитам.

Раздел VIII контракта называется «Санкции». Санкции преду­сматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту как по отношению к продавцу, так и по отношению к покупателю.

В разделе IX «Арбитраж» определяется порядок разрешения спо­ров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контракта.

Раздел X называется «Форс-мажор». Форс-мажор – это обстоятель­ства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент его подписания. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д. В данном разделе должны быть.перечислены виды форс-мажорных обстоятельств, при кото­рых стороны не могут выполнять обязательства по контракту, и ука­заны сроки действия форс-мажорных обстоятельств.

В разделе XI «Прочие условия» кроме основных условий контрак­та стороны согласовывают другие взаимные права и обязанности.

Раздел XII «Юридические адреса сторон» – заключительный раздел внешнеторгового контракта. Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наи­менование, местонахождение и почтовые реквизиты.

Внешнеторговый контракт является основным документом, удо­стоверяющим факт внешнеторговой сделки. В нем находят отраже­ние условия ее проведения.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состо­ящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, маши­нами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В послед­ние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инстру­ментами (деривативами), производными от финансовых инструмен­тов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.

Международная торговля предстает как совокупный объем тор­говли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континен­та, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.

Международная торговля характеризуется тремя основными по­казателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.

Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.

Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопостав­ления, определять реальную динамику внешней торговли.

Объем международной торговли подсчитывается путем сумми­рования объемов экспорта всех стран.

Значение внешней торговли для развития наци­ональной экономики

в том, что благодаря ей:

– преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

– интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возмож­ность организации массового производства, повы­шается степень загрузки оборудования, возраста­ет эффективность внедрения новых техники и технологий;

– увеличиваются возможности накопления, инду­стриализации, повышение темпов экономическо­го роста, рационализации использования природ­ных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности тру­да и доходов;

– на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

– повышается уровень международной специали­зации страны.

При этом следует отметить, что ориентация страны то внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетель­ствует ситуация, сложившаяся в экономике Россий­ской Федерации после 1991 года.

Место международной торговли в системе меж­дународных экономических отношений

определяется тем, что:

– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динами­ку международного обмена услугами;

– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует даль­нейшему углублению международного разделе­ния труда;

— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.

Сущность международной производственной кооперации как вида внешнеэкономической деятельности заключается в том, что производственные фирмы разных стран осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции (комплектующих, узлов и компонентов), предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта.

О важности международной производственной кооперации говорят её масштабы и динамичное возрастание удельного веса промежуточной продукции (комплектующих, узлов, частей) в мировом товарообороте. Так, доля этой продукции, прямо отражающей кооперационные связи, в общей стоимости продукции машиностроения возросла за три последних десятилетия более чем вдвое – с 19% до 40%.

В основе международной производственной кооперации и других видов внешнеэкономической деятельности лежит международное разделение труда, представляющее собой исторически сложившееся в мире распределение производительных сил, развивающихся в диалектическом единстве разъединения (специализации производства) и объединения (кооперации производства).

Различают следующие формы международного разделения труда: внутриотраслевое, межотраслевое и межгосударственное. Углубление международного разделения труда в последние десятилетия происходило под воздействием бурного развития научно-технического прогресса, связанного с превращением науки в непосредственную производительную силу. Этот процесс сопровождался активным созданием новых видов производства, качественным техническим перевооружением существующих отраслей, изменением международных отраслевых пропорций, дальнейшей интернационализацией производства и усложнением системы производственно-технических связей в мире, углублением специализации и кооперирования.

Углубление специализации при усложнении технологической структуры производства проявляется в росте количества комплектующих, деталей, узлов, сырьевых компонентов с заранее заданными свойствами, используемых в конечном продукте. Например, в автомобиле последнего поколения используется более 20.000 деталей.

Формы международной специализации:

- отраслевая, разделяющаяся на межотраслевую, отраслевую и специализацию отдельной фирмы;

- территориальная – специализация на производстве товаров (или компонентов) отдельных стран, групп стран, регионов.

Виды специализации:

- предметная – производство готового продукта;

- подетальная – производство отдельных элементов готового продукта;

- технологическая – осуществление отдельных стадий единого процесса.

Контрольные вопросы по теме 2.3.

1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий.

2. Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности предприя-тия.

3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия.

4. Сущность, значение и понятие внешнеторгового контракта.




double arrow
Сейчас читают про: