Внешнеторговый контракт – это документ, в котором наиболее полно отражены условия купли-продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену.
Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указываются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон. Далее располагаются следующие разделы контракта.
В разделе I «Предмет контракта» указываются вид внешнеторговой операции, базисные условия поставки, точное наименование товара (в соответствии с таможенной классификацией), количество и происхождение товара.
В разделе II «Качество товара» указываются качественная характеристика товара, соответствующие документы, подтверждающие качество и способ определения качества данного товара. Документом, подтверждающим качество товара, может быть сертификат качества, который выдается либо производителем, либо другой организацией, дающей сертификат по заказу продавца.
В разделе III «Цена и общая сумма контракта» фиксируется валюта цены, т.е. по согласованию сторон выбирается валюта одной из стран или валюта третьей страны. Здесь же указываются цена единицы товара и общая сумма контракта. Важным моментом внешнеторговой сделки является определение уровня цены товара, т.е. контрактной цены. В качестве контрактной используются следующие виды цен: справочные цены, биржевые котировки, цены международных аукционов, цены отдельных крупных предложений и запросов, цены конкурентов.
Раздел IV называется «Срок поставки». Срок поставки – это календарные даты, в течение которых товар должен быть доставлен покупателю в установленное контрактом место (географический пункт). Кроме срока поставки в данном разделе контракта выделяется дата поставки, указывающая момент передачи товара покупателю.
В разделе V «Условия платежа» должна быть указана валюта, в которой будут производиться расчеты между сторонами за поставленный товар. Кроме того, указываются: место и срок платежа; способ платежа (расчет за наличные, платежи с авансом или платежи в кредит); форма расчетов. В международной практике существуют следующие формы расчетов:
· расчет по инкассо (с предварительным или последующим акцептом);
· аккредитивная форма расчетов;
· банковский перевод;
· открытый счет.
В разделе VI «Сдача-приемка» должен быть согласован сторонами и зафиксирован момент сдачи-приемки – определенный момент, когда происходит передача товара покупателю в соответствии с количеством и качеством, которые предусмотрены контрактом. Необходимо также согласовывать вид сдачи-приемки.
В контракте также указывается место сдачи-приемки. Сроки сдачи-приемки по количеству и качеству не совпадают по времени. Проверка товара по количеству проводится сразу же при его получении. Проверка товара по качеству требует большего времени (это зависит от вида товара).
В разделе VII «Упаковка и маркировка товара» оговариваются требования к упаковке товара, вид упаковки, условия упаковки. Специфика товара здесь играет большую роль. Маркировка товара должна соответствовать перечисленным в контракте реквизитам.
Раздел VIII контракта называется «Санкции». Санкции предусматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту как по отношению к продавцу, так и по отношению к покупателю.
В разделе IX «Арбитраж» определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контракта.
Раздел X называется «Форс-мажор». Форс-мажор – это обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент его подписания. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д. В данном разделе должны быть.перечислены виды форс-мажорных обстоятельств, при которых стороны не могут выполнять обязательства по контракту, и указаны сроки действия форс-мажорных обстоятельств.
В разделе XI «Прочие условия» кроме основных условий контракта стороны согласовывают другие взаимные права и обязанности.
Раздел XII «Юридические адреса сторон» – заключительный раздел внешнеторгового контракта. Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты.
Внешнеторговый контракт является основным документом, удостоверяющим факт внешнеторговой сделки. В нем находят отражение условия ее проведения.
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. В последние десятилетия бурно развивается торговля финансовыми инструментами (деривативами), производными от финансовых инструментов, обращающихся на наличном рынке, например облигациями или акциями.
Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Однако термин «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран, совокупный объем внешней торговли стран какого-либо континента, региона, например стран Восточной Европы, и т.п.
Международная торговля характеризуется тремя основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой.
Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемы внешней торговли.
Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.
Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.
Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.
Значение внешней торговли для развития национальной экономики
в том, что благодаря ей:
– преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
– интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
– увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;
– на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
– повышается уровень международной специализации страны.
При этом следует отметить, что ориентация страны то внешней торговле на дешевый импорт приводит к противоположным последствиям, о чем ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации после 1991 года.
Место международной торговли в системе международных экономических отношений
определяется тем, что:
– во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;
– во-вторых, развитие международной торговли товарами в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами;
– в-третьих, развитие международной торговли является важной предпосылкой региональной экономической интеграции и способствует дальнейшему углублению международного разделения труда;
— в-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.
Сущность международной производственной кооперации как вида внешнеэкономической деятельности заключается в том, что производственные фирмы разных стран осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции (комплектующих, узлов и компонентов), предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта.
О важности международной производственной кооперации говорят её масштабы и динамичное возрастание удельного веса промежуточной продукции (комплектующих, узлов, частей) в мировом товарообороте. Так, доля этой продукции, прямо отражающей кооперационные связи, в общей стоимости продукции машиностроения возросла за три последних десятилетия более чем вдвое – с 19% до 40%.
В основе международной производственной кооперации и других видов внешнеэкономической деятельности лежит международное разделение труда, представляющее собой исторически сложившееся в мире распределение производительных сил, развивающихся в диалектическом единстве разъединения (специализации производства) и объединения (кооперации производства).
Различают следующие формы международного разделения труда: внутриотраслевое, межотраслевое и межгосударственное. Углубление международного разделения труда в последние десятилетия происходило под воздействием бурного развития научно-технического прогресса, связанного с превращением науки в непосредственную производительную силу. Этот процесс сопровождался активным созданием новых видов производства, качественным техническим перевооружением существующих отраслей, изменением международных отраслевых пропорций, дальнейшей интернационализацией производства и усложнением системы производственно-технических связей в мире, углублением специализации и кооперирования.
Углубление специализации при усложнении технологической структуры производства проявляется в росте количества комплектующих, деталей, узлов, сырьевых компонентов с заранее заданными свойствами, используемых в конечном продукте. Например, в автомобиле последнего поколения используется более 20.000 деталей.
Формы международной специализации:
- отраслевая, разделяющаяся на межотраслевую, отраслевую и специализацию отдельной фирмы;
- территориальная – специализация на производстве товаров (или компонентов) отдельных стран, групп стран, регионов.
Виды специализации:
- предметная – производство готового продукта;
- подетальная – производство отдельных элементов готового продукта;
- технологическая – осуществление отдельных стадий единого процесса.
Контрольные вопросы по теме 2.3.
1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий.
2. Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности предприя-тия.
3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия.
4. Сущность, значение и понятие внешнеторгового контракта.






