При этом среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде исчисляют в зависимости от установленной у работодателя продолжительности рабочей недели (п. 7 Порядка).
Например, работник уволен 14.03.2013. Рассчитаем среднюю заработную плату работника для предоставления ее в центр занятости при условии, что:
- расчетный период - с 01.12.2012 по 31.02.2013;
- количество рабочих дней в расчетном периоде - 59 дн. (21 дн. + 21 дн. + 17 дн.);
- количество фактически отработанных дней в расчетном периоде - 42 дн.;
- заработная плата в расчетном периоде - 27 300 руб.
Средний заработок = 650 руб. х 19,67 дн. = 12 785,50 руб.
Рассматриваемые нами правила также предусматривают нормы о порядке расчета средней зарплаты в случае, если работа осуществлялась сотрудником на условиях неполного рабочего времени, если тарифные ставки (оклады) за эти три месяца повышались, если производился суммированный учет рабочего времени и др.
В любом случае на работодателя возлагается обязанность выдать бывшему сотруднику справку о среднем заработке не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления (ст. 62 ТК РФ). Форма такой справки на законодательном уровне не утверждена
|
|
Центры занятости имеют право проверить достоверность документов и информации, которая представляется работодателями и гражданами. И при получении гражданами пособия по безработице путем введения в заблуждение специалистов центров занятости, предоставления подложных документов и недостоверной информации влечет гражданскую и уголовную виды ответственности.[20]
Дополнительное условие, подлежащее учету при назначении пособия по безработице и определении его размера - наличие в течение 12 месяцев, которые предшествовали началу безработицы, оплачиваемой работы не менее 26 недель на условиях полного рабочего времени или неполного рабочего времени (с пересчетом на 26 недель с полным рабочим временем).
Итак, если гражданин, уволен из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в ст. 34 Закона о занятости) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признан в установленном порядке безработными, пособие начисляется ему в размере, определяемом по правилам:
В первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
|
|
в следующие четыре месяца - в размере 60%;
в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Во втором (12-месячном) периоде выплаты производятся в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Например, попробуем рассчитать количество недель, отработанных на условиях полного рабочего времени:
Допустим, Семенов уволен 19 февраля 2014 года. До этого он трудился на предприятии с 1 июля 2013 года. Неполное рабочее время он имел три дня в неделю из пяти: понедельник, среда, пятница и работал в таком режиме с 1 июля по 31 августа 2013 года.
В периоде с 01.09.2013 по 17.02.2014 Кошкин работал 24 полные недели и 2 дня, то есть 24,4 недели (24 нед. + 2 раб. дн.: 5 раб. дн.).
За период с 01.07.2013 по 31.08.2014 сотрудник отработал 27 рабочих дней (13 рабочих дней в июле и 14 рабочих дней в августе). Переведем эти дни в недели с полным рабочим временем. Получим 5,4 недели (27 раб. дн.: 5 раб. дн.) работы на условиях полного рабочего времени. Соответственно время работы в режиме полного рабочего времени составит 29,8 недель (24,4 нед. + 5,4 нед.), что больше 26 недель.
Исходя из норм Закона о занятости, размер пособия зависит от продолжительности поиска работы[21]. Зависимость размера пособия от продолжительности периода поиска работы показана в таблице 1.
Таблица. Размер пособия по безработице в зависимости от длительности поиска работы
Продолжительность периода поиска работы | Размер пособия |
Первые 3 месяца | 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы) |
Последующие 4 месяца | 60% среднемесячного заработка |
Последующие 5 месяцев | 45% среднемесячного заработка, но не выше максимальной (4900 руб.) и не ниже минимальной величины (850 руб.) пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента |
Следующие 12 месяцев | Минимальная величина пособия по безработице, увеличенная на размер районного коэффициента |
Интересно, что ст. 33 Закона закрепляет не только нормы о размерах пособий по безработице, но и положения об условиях и сроках их выплаты. В данной статье вначале предусмотрены нормы о начислении пособия по безработице в зависимости от среднемесячного заработка (денежного довольствия) безработного. Однако далее закреплена норма "но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице". Закономерен вопрос: для какой цели Закон ориентирует безработных на прямую связь и зависимость размера пособия от средней заработной платы (денежного довольствия)? Если затем в принципиальном смысле "игнорируется" это позитивное положение нормой о максимальном размере пособия по безработице и тем самым существенно ограничивается право безработных на достойную жизнь.
Пособие по безработице и другие производимые службой занятости выплаты (например, оплата проезда) не облагают налогом на доходы физических лиц (п. 1 ст. 217 НК РФ). Подтверждают это и сами налоговики.[22]
В соответствии с п. 5 ст. 35 размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).[23]
Удержания с пособий по безработице могут производятся в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
|
|
Итак, размеры пособия по безработице крайне низки. Эти размеры уже были предметом разбирательства в Верховном Суде РФ[24]. Однако, дело не было решено в пользу безработных. Рассмотрим суть дела и аргументы суда.
Колядин М.А., после регистрации его как безработного в московской службе занятости получения первого пособия по безработице обратился с заявлением в Верховный Суд РФ о том, чтобы признать Постановление о размерах пособия недействующим. Аргументом было то, что минимальной и максимальной величин пособия по безработице ниже величины прожиточного минимума, поэтому нарушаются права гражданина на необходимый уровень жизни, который гарантированы пунктом I статьи 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 г, и возникает противоречие пункту 2 статьи 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, 1991 г. В своем заявлении Колядин М.А. указал, что размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного законом прожиточного минимума (на тот момент он был установлен в целом по России в размере 6287 руб.,. для трудоспособных - 6792 руб., пенсионеров - 4961 руб., детей - 6076 руб.) А размер пособия Колядину М.А. составил 2890 руб.. что явно не обеспечивает необходимый жизненный уровень для проживания в городе Москве.
Суд отказал в удовлетворении исковых требованиях по нескольким основаниям:
1) в преамбуле Постановления о размерах пособия указано, что этот акт принят в соответствии со статьей 33 Закона о занятости, а в его пункте 2 есть положение о том, что, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяет Правительство РФ. Таким образом, Правительство РФ в процессе утверждения размеров пособия, действовало, не нарушая границы полномочий;
2) законодательством о занятости, которое определяет гарантии государства в реализации права на труд и социальную защиту от безработицы, размером пособия по безработице не увязан с размером прожиточного минимума в целом по России;
3) пособие по безработице выплачивается не за счет страховых взносов, а а является государственным пособием, назначаемым по причине отсутствия заработка (трудового дохода). Его правовая природа предполагает финансирование за счет средств федерального бюджета, поэтому у федерального законодателя неограниченные полномочия по определению его размеров, при учете целевого назначения данной выплаты, ситуации на рынке труда, имеющихся у государства материально-финансовые средств и иных социально значимых обстоятельств.
|
|
4) относительно международных документов, в Декларации лишь провозглашено право каждого человека на обеспечение на случай безработицы, и не регламентированы вопросы, которые касаются порядка, условий выплаты и размеров такого пособия, оставляет за странами право самим решать вопросы о размерах с учетом финансовых возможностей. П. 2 статьи 26 Декларации устанавливает, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи направлены на обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума. Но Декларация принята раньше Конституции РФ, в заключительных и переходных положениях которой указано, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу данной Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.
Далее судом подчеркивается, что выплата пособия – это не единственная форма помощи безработным.
Таким образом, государство упорно не хочет признавать размер пособия по безработице малым, ссылаясь на отсутствие средств и объявляя международные акты устаревшими.
Учитывая низкие размеры пособий по безработице, можно говорить о целесообразности пересмотра источников его финансирования. Например, проблему можно решить путем введения обязательного социального страхования на случай безработицы для работающих граждан и установления размера страхового обеспечения на основе заработка, от которого будут исчисляться страховые взносы. А экономия бюджетных средств позволит повысить размеры пособия по безработице гражданам, не охваченным обязательным социальным страхованием на случай безработицы.[25]