Критерии периодизации и этапы развития социологии

Каковы же основные этапы становления, функционирования и развития социологии? Другими словами, какова периодизация истории социологии? Ответ на этот вопрос связан в первую очередь с выявлением крите­риев периодизации. Будем говорить о трех видах критериев: временных, пространственных, содержательных.

В соответствии с первыми определяются исторические этапы возникнове­ния, утверждения и развития социологической науки в течение XIX—XX вв. С помощью пространственных критериев выделяются страны (континенты), в которых наиболее активно развивается социология в те или иные историче­ские периоды (этапы). Наконец, обращение к содержательным критериям оз­начает выделение различных направлений, школ, течений, парадигм и наибо­лее ярких их представителей (персоналистический подход).

Попытки периодизации истории социологии, неоднократно предпри­нимавшиеся в зарубежной и отечественной науке, редко учитывали все эти критерии в их сочетании и единстве. В некоторых трудах (даже в учебниках по истории социологии) вообще не дается никакой периодиза­ции и не ставится вопрос о ее критериях, что, конечно, не способствует систематизации громадного и разнообразного материала, накопленного социологической наукой за почти двухвековую историю ее развития, и затрудняет его усвоение студентами.

Обычно в работах по истории социологии акцентировалось внимание на каких-то одних, чаще всего временных либо содержательных критериях. При этом в основу каждой периодизации могли быть положены различные критерии. Французские ученые Ш.-А. Кюэн и Ф. Гресль в работе «История социологии» выделяют пять этапов развития социологической науки: пер­вый – до 1917 г., второй – 1918-1945 гг., третий – 1945-1968 гг., четвер­тый – 1969 – начало 1990-х гг., пятый – с начала 1990-х гг.

Нетрудно обнаружить, что в основу подобной периодизации положены не столько содержательные процессы, происходившие в самой социологи­ческой науке, сколько крупные политические события, имевшие мировое значение: революции, войны, общественно-политические движения и вы­ступления, серьезное повлиявшие на развитие общества (например, моло­дежные, в первую очередь студенческие, выступления 1968-1969 гг. в Ев­ропе и США, названные рядом авторов студенческой революцией).

Конечно, развитие социологической науки не может не быть связано с ра­дикальными общественно-политическими трансформациями, но рассматри­ваемая зависимость не настолько жесткая, чтобы использовать ее в качестве основного критерия для выделения основных периодов и этапов процесса этого развития. Гораздо более точной представляется такая периодизация истории социологии, в основу которой кладется анализ внутреннего разви­тия этой науки, ее содержания, существенных изменений, происходящих в ней по мере развития социологического знания, и выявляются его стержне­вые проблемы. Среди них можно назвать понимание общества, его взаимоот­ношений с социальными группами и личностями, вопрос о предмете социо­логии и т.д. Поэтому одной из наиболее актуальных и «сквозных» является проблема соотношения теоретической и эмпирической социологии.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологичес­кой науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй – весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй – современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретичес­кой социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современ­ный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.

Чтобы в дальнейшем было понятно, о чем идет речь, очень кратко оп­ределим понятия теоретической и эмпирической социологии. Под первой будем понимать область развития социологической науки, содержание которой составляет добывание теоретического знания, создание (конст­руирование) общих и специальных (частных) социологических теорий. Эмпирическая социология – область развития социологической науки, связанная с получением фактографического знания на основе изучения конкретных социальных проблем с помощью соответствующих методов сбора первичной социологической информации (анализ документов, со­циологическое наблюдение, опрос в его различных типах и видах и др.).

Понятно, что, называя второй этап (с 1920-х гг. до наших дней) совре­менным, мы рискуем быть, мягко говоря, непонятыми. Неужели на рубе­же XX—XXI вв. можно позволить себе утверждать, что имевшие место 80 лет назад процессы в социологии должны рассматриваться в качестве современного этапа ее развития?

По поводу границ между классическим и современным этапами раз­вития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отече­ственной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя перио­дами в рамках современного этапа автор считает конец 1960-х гг. Что ка­сается классического этапа, то его протяженность определяется зарожде­нием социологии в середине XIX в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включает в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними –- Первая мировая война и Октябрьская революция в России.

Попробуем аргументировать высказанную нами выше точку зрения. Представляется, что для социологической науки XX в. центральным звеном было и, как нам кажется, еще какое-то время в XXI в. будет, хотим мы того или нет, взаимоотношение, взаимодействие теоретической и эмпирической социологии. Плодотворное развитие социологических исследований многие десятилетия упирается в вопрос об их обоснованности, доказательности как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях. Формы взаимодействия те­оретической и эмпирической социологии меняются и будут меняться, равно как и характер каждой из них. Однако проблема их взаимосвязи и плодо­творности взаимоотношений остается, что и позволяет говорить о современ­ном этапе развития социологии, охватывающем последние 80 лет.

Еще один аргумент в пользу суждения о том, что рубеж между классиче­ским и современным этапами социологии относится ко времени окончания Первой, а не Второй мировой войны, состоит в следующем. Именно начало 1920-х гг. знаменовало собой переход общества в новое состояние, вызвавшее необходимость его осмысления с помощью не традиционных социологичес­ких теорий, а иных средств социологического познания, в первую очередь конкретных эмпирических исследований. При этом заметно изменились ха­рактер и спектр самих изучаемых проблем. Они стали смещаться в сторону изучения социальных групп (в том числе малых), локальных вопросов жиз­ни города, производства, этнических отношений, образования и т.д. Благода­ря таким исследованиям начали возникать отрасли социологического зна­ния (социологии труда, города, образования, индустриальная социология и др.). Еще одна «знаковая» характеристика нового этапа в развитии социо­логии состояла в значительном усилении ее направленности в сторону изу­чения субъективных явлений с точки зрения воздействия на них социальных процессов и выявления их социальной природы. Происшедшие именно в тот период (начало 1920-х гг.) изменения в характере, содержании и направлен­ности социологии в значительной степени, наряду с развитием теоретичес­ких традиций, определили ее «лицо» в последующие восемь десятилетий, ко­торые мы называем современным этапом социологии.

Дадим краткую характеристику современного этапа и назовем основ­ные периоды развития социологии в его рамках, поскольку в дальнейшем анализе, предпринимаемом во второй части учебника, об этом этапе и его периодах будет сказано гораздо подробнее. Определить же суть современ­ного этапа сейчас необходимо для создания самого общего представления о характере процессов, составлявших канву развития социологии в целом на протяжении XX в. Это позволит лучше понять тенденции, начало кото­рым было положено в границах ее классического этапа.

Современный этап связан, во-первых, со становлением и развитием эмпирической социологии; во-вторых, с отраслевой дифференциацией социологической науки; в-третьих, с появлением новых школ, направле­ний, парадигм и теорий в сравнении с теми, которые были в XIX в.; в-чет­вертых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию; в-пятых, с поиском путей ухода от класси­ческих теорий в сторону «постклассики».

В границах современного этапа развития социологии можно выделить несколько периодов. Первый приходится на 1920-1930-е гг. и характери­зуется мощным наступлением социологического эмпиризма. Следующий период – 1940-1960-е гг. – определяется значительным усилением теоре­тико-методологических построений, что стало своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции. Третий период – 1970-е – сере­дина 1980-х гг.; в это время предпринимаются попытки, с одной стороны, соединить теоретическое и эмпирическое исследования, микро- и макросоциологию, с другой – вывести науку на новый уровень теоретического ос­мысления процессов (как в реальной жизни, так и в самой социологии).

Наконец, четвертый период охватывает последние 15 лет и позволяет обнаружить принципиально иные тенденции, имеющие интегративный харак­тер. Новые движения, теории и парадигмы в социологии дают основания говорить о начале периода «постклассических» построений.

Теперь обратимся к рассмотрению главного для нас классического этапа, который мы связываем с возникновением и развитием социологии в XIX – начале XX в. В таблице 1 систематизирует­ся структура классического этапа истории социологии на основании трех предложенных выше критериев: временного, пространственного и содер­жательного, с учетом персоналистического подхода к каждому направле­нию, течению, к каждой парадигме.

Что дает такое «комбинированное» изучение истории социологии, вклю­чающее в себя выделение временных этапов и периодов, выявление сути ос­новных направлений, течений, школ, парадигм, характерных для каждого из них и представленных специфически в той или иной стране, и, наконец, рас­смотрение взглядов крупнейших представителей социологической мысли, выражающих специфику этих направлений и парадигм?

Прежде всего, возможность определить общественную (экономическую, социальную, политическую, идейную) необходимость и потребность в воз­никновении того или иного этапа (периода) социологии, его содержательной «начинки», влиянии на общество (отдельные группы людей) и наоборот. Да­лее. Благодаря указанному подходу, наряду с выявлением социальной зави­симости социологии, возникает возможность анализа внутренней логики развития этой науки, не связанной напрямую с общественными (экономиче­скими, политическими, классовыми, групповыми и т.д.) потребностями.

Обе сформулированные позиции способны помочь получить ответы на три принципиальных вопроса.

• Почему возникли те или иные направления (течения, школы, пара­дигмы)?

• Как это произошло? Как случилось, что при всей уникальности и инди­видуальности творчества того или иного социолога он представлял взгляды, характерные именно для данного направления в данной стране?

• Каким образом появление тех или иных направлений было связано с развитием общества, его потребностями и интересами?

Наконец, соединенные воедино три критерия периодизации истории социологии дают возможность наметить и проследить трактовку основ­ных для этой науки проблем (независимо от направления, течения либо Парадигмы): общества, социальной структуры, личности, культуры, соци­альных институтов, социальной динамики и многих-многих других. Это позволяет создать целостное представление о социологической науке в ее изменении и развитии.

Дальнейшее рассмотрение классического этапа социологии пойдет по пути анализа ее основных направлений и течений (а затем и школ), соединенного с характеристикой творчества наиболее крупных ученых, которым эта наука обязана своим появлением и развитием (см. табл. 1).

Таблица 1 Классический этап истории социологии

Временной критерий Содержательный критерий Пространственный критерий. Персоналии
Ранний классический период: 1830—1880-е гг. Позитивизм Натурализм, органицизм: социальный дарвинизм расово-антропологическое направление географическое направление Марксизм Конт (Франция), Спенсер (Англия), Ковалевский (Россия) Гумплович, Ратценхофер (Австрия), Смолл, Самнер (США), Стронин, Лилиенфельд (Россия) Гобино, Летурно (Франция) Бокль (Англия), Ратцель, Хаусхофер (Германия), Реклю (Франция), Мечников (Россия) Маркс, Энгельс (Германия), Плеханов, Ульянов/Ленин (Россия)
Поздний классический период: 1880-1910-1920-е гг. Психологическое направление:эволюционизм психология народов групповая психология инстинктивизм интеракционизм Классическая немецкая социология: формальная социология понимающая социология Позитивизм и неопозитивизм Уорд, Гиддингс (США), де Роберти, Кареев (Россия) Вундт (Германия) Тард, Лебон (Франция) Мак-Дугалл (Англия) Кули (США) Теннис, Зиммель (Германия) Вебер (Германия) Дюркгейм (Франция), Парето (Италия), Сорокин (Россия)

В этой связи зададимся еще одним важным вопросом: как стало воз­можным появление социологической науки? что к этому привело? От­вет на данный вопрос означает рассмотрение предпосылок возникнове­ния социологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: