Усовершенствовать частно-государственное партнерство

Поддержка государством компаний, избравших предложенную модель импортозамещения, принесет гораздо больший эффект, чем прямое использование золотовалютных резервов и Фонда на-

стр. 203

ционального благосостояния для компенсации потерь от санкций. Косвенно это поможет решить и дилемму контролируемых иностранных компаний - признано, что уже принятый закон, регулирующий их налоговый режим, нуждается в существенной корректировке. Сейчас в качестве самого простого выхода предлагается смена налогового резидентства. Между тем отказ от использования офшорного механизма поставлен в ряд первоочередных мер, призванных усовершенствовать финансовые системы целого ряда стран, в том числе и России.

Трудно не обратить внимания на тот факт, что поставленная в Послании президента РФ Федеральному собранию задача проведения в 2015 г. полной (именно полной!) амнистии капиталов, возвращающихся в Россию, и их легализации не предполагает продажи российским бизнесом принадлежащих ему иностранных активов. Следовательно, приобретенные российскими предпринимателями производственные структуры не рассматриваются как незаконно выведенные за рубеж.

В рамках аутсорсинговой модели дополнительное развитие получает механизм государственно-частного партнерства. Сейчас оно трактуется чрезвычайно узко - государство привлекает бизнес к реализации крупных проектов главным образом в роли источника дополнительного финансирования. Между тем участие бизнеса целесообразно существенно расширить, используя опыт корпоративного управления, особенно в оценке рыночных рисков и навыков конкурентной борьбы, ресурсного и кадрового обеспечения.

Решение задачи импортозамещения невозможно без активного участия бизнеса. Более того, с учетом бюджетной ограниченности многие государственные программы, в том числе и импортозамещение, вряд ли могут рассчитывать на быстрое достижение поставленных целей без активного и всестороннего участия бизнес-структур. В результате государственно-частное партнерство уже не сводится к концессионным соглашениям, а приобретает гораздо более широкое поле применения. Эта возможность, кстати говоря, позволяет высказаться в пользу принятия Закона о государственно-частном партнерстве. Разумеется, предложенную модель нельзя рассматривать как аль-

стр. 204

тернативу другим способам и формам организации импортозамещения - например, таким, как создание совместных предприятий с зарубежными партнерами на территории России или локализация производства крупных зарубежных компаний на российских площадках. Начиная с автомобильной промышленности, этот механизм получает распространение и в других отраслях, как это сделано, скажем, для производства концерном Robert Bosch GmbH отопительных систем в Саратовской области. Возможна и продажа российских активов иностранным компаниям. Примером последнего варианта может служить завершенная уже в условиях санкций покупка американским гигантом Abbott российского фармакологического предприятия "Верофарм". Хорошие перспективы открывает и предстоящая приватизация 19,5% госкомпании "Роснефть".

Экспансия российских товаропроизводителей за рубеж скорее просто дополняет другие способы организации импортозамещения, которое служит одной общей цели, сформулированной президентом в Послании Федеральному собранию: "Наша цель - приобрести как можно больше равноправных партнеров: как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять свое присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей". Только экономически оправданным сочетанием различных форм и методов можно выстроить оптимальную модель импортозамещения.

стр. 205


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: