Не допустить управленческого отставания

Мобилизация внутренних ресурсов и использование их для того, чтобы нейтрализовать угрозы нашим планам по выпуску современной конкурентоспособной продукции, позволили расширить поле возможностей нашей науки и производства. Лозунг импортозамещения охватил практически все отрасли. Однако его нельзя трактовать как призыв к простому воспроизводству всей совокупности продуктов, которые раньше закупали на мировом

В. П. Евтушенков - председатель Совета директоров АФК "Система", член попечительского совета журнала "Россия в глобальной политике".

стр. 197

рынке. Наши производители товаров и услуг обращались к мировому рынку не только потому, что отстали от других стран в организации выпуска инновационной продукции, но и потому, что многие импортные товары, пользующиеся спросом, обходятся потребителям заметно дешевле и обеспечиваются доступным и эффективным сервисом.

Экстраординарные условия развития отечественной экономики, при которых доступ на рынки искусственно ограничивается, надо использовать как катализатор инновационной составляющей и в государственном секторе, и в бизнесе. В свое время мы оказали большую "услугу" Германии, вывезя по репарации все устаревшее заводское оборудование и тем самым открыв их национальный рынок для полного обновления основных промышленных фондов.

Сейчас на экспертном уровне прорабатываются конкретные отраслевые согласования и/или совместные инновационные проекты, рассчитанные на импортозамещение. Пренебрегая в течение длительного времени инновационными возможностями научно-производственных структур и академической науки, наши предприятия заметно отстали. И дело не в отсутствии тех или иных приспособлений, приборов, компьютеризованных комплексов, оборудования и т.п. Гораздо хуже, что отставание фактически законсервировало структуры управления. Скажем, инжиниринг как ключевой элемент современной организации производства у нас утверждается только сейчас. Огромные трудности возникают в системе контрактации, в особенности по т.н. жизненному циклу, госзакупок, с механизмом формирования цен на продукцию, особенно выпускаемую по кооперационным связям, и др. Например, в оборонно-промышленном комплексе, где практически вся продукция - результат усилий значительного числа субподрядчиков и соисполнителей, формирование финальной цены продажи стало объектом внимания президента, что нашло отражение даже в его ежегодном послании Федеральному собранию.

Известный консерватизм в системе госуправления приводит к тому, что каждая новая организационная задача решается путем использования стандартных подходов и методов. Так получа-

стр. 198

ется и с импортозамещением: на всех уровнях государственного, муниципального и хозяйственного управления в авральном порядке разрабатываются специальные программы, рассчитанные на организацию выпуска продукции и услуг, аналогичных имеющимся на рынке, но запрещенных к покупке. Безусловно, часть номенклатуры различных изделий, оборудования, технологий действительно можно воспроизвести с помощью наличных производственных мощностей. Однако настораживает судьба наших целевых программ, вплоть до государственных, значительное число которых никогда не выполняется на 100%. Так, к ноябрю 2014 г. заключено только 86,3% контрактов по реализации федеральных целевых программ, а по федеральной адресной инвестиционной программе - только около 65%. Отсюда возникает реальная угроза бюрократической эмиссии многочисленных отчетов, рапортов, проверок и т.п. вместо реальной продукции.

Но и это не самое страшное. Импортозамещение практически повсеместно отождествляется с концепцией опоры на собственные силы, что чаще всего ведет к производственно-технологической автаркии. Между тем известно, что даже страны с самой высокоразвитой экономикой практически все современные товары производят с использованием сетевых структур кооперации, оставляя за собой только исключительные компетенции. К примеру, вряд ли найдется какой-либо производитель часов, который не использует в них хотя бы часть швейцарских механизмов, если, конечно, он хочет преуспеть на рынке. А производство любых гаджетов не обходится без электронных компонентов, выпускаемых японской Murata Girl, проводящей на протяжении многих лет политику агрессивных поглощений за рубежом. Автаркия - не важно, добровольная или вынужденная - закрепляет тенденцию отставания экономического развития, которую невозможно преодолеть мобилизацией всех собственных сил - как финансовых, так и интеллектуальных.

Единственный способ попасть и оставаться в числе экономик, признанных рынком ведущими, - не ждать эффекта от своих масштабов, а обеспечивать высокую конкурентоспособность производственно-технологического потенциала страны. При этом нельзя забывать о том, что конкурентоспособность как та-

стр. 199

ковая сегодня приобрела принципиально новые черты, а именно - ее формирование и в особенности удержание на заданном уровне целиком и полностью зависит от включенности в цепочки транснациональной кооперации.

Даже, казалось бы, простая добыча полезных ископаемых давно освоена огромным числом производственных структур, которые создают и используют самые современные технологии - от космической разведки до транспортировки готового продукта к потребителю. Опрос руководителей 60 компаний Европы и Северной Америки, проведенный компанией McKinsey в минувшем году, показал, что эффективность работы в сфере высоких технологий, сборочных производств, фармацевтики и розничной торговли в несколько раз выше в том случае, если она связана цепочками кооперации поставок. Как заметил в "Коммерсант-Деньги" гендиректор российской компании "Кронос" Андрей Лапин, "в современном мире конкурируют не товары, не бренды, а именно цепочки: кто сможет более эффективно их организовать, тот и выиграл".

Отсюда важный практический вывод: операционная задача системы управления во всей своей иерархии должна быть нацелена на повышение кооперационной привлекательности производственно-технологического аппарата, находящегося в ее распоряжении.

К сожалению, состояние современного рынка весьма тяжелое с точки зрения классических теорий идеальной конкуренции, поскольку его регуляторы подвергаются грубому насилию со стороны политики - как в отдельных странах, так и в их объединениях, в особенности если речь идет о локальных рынках. Тем не менее, вмешиваясь в рыночные механизмы, политики не могут полностью пренебречь интересами производителя, тем более инновационного продукта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: