Общие результаты диагностики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4).

Количество детей и их процент в зависимости от выраженности уровня эмоционального неблагополучия по результатам наблюдения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество и процент детей с различным уровнем выраженности эмоционального неблагополучия по результатам наблюдения

Уровень эмоционального неблагополучия
высокий средний низкий
Чел. % Чел. % Чел. %
  26,7   46,6   26,7

По результатам наблюдения среди всех детей оказалось 8 чел. (26,7 %) с повышенным уровнем эмоционального неблагополучия. Для этих детей характерно 6 и более симптомов его проявлений. Средним уровнем эмоционального неблагополучия обладают 14 чел. (46,6 %). Для этих детей характерно от 3 до 5 симптомов. Низкий уровень в группе детей выявлен у 8 чел. (26,7 %).

Таким образом, для детей наиболее характерен нормальный и низкий уровень эмоционального благополучия, но есть дети, у которых эмоциональное неблагополучие выражено на высоком уровне.

Далее по результатам наблюдения было рассчитано количество детей и их процент в группе с наличием критерия эмоционального неблагополучия, отмеченного при наблюдении воспитателем (таблица 2).

Таблица 2

Количество и процент детей с наличием показателей эмоционального неблагополучия по результатам наблюдения

Показатели эмоционального неблагополучия Чел. %
повышенная возбудимость   56,6
повышенная напряженность, скованность   33,3
страх перед всем новым, неизвестным    
неуверенность в себе, заниженная самооценка   33,3
ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших   36,6
чрезмерная чувствит-сть к оценке отрицательных впечатлений   36,6
сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки   43,3
исполнительность, развитое чувство ответственности   33,3
безынициативность, пассивность, робость    
отказывается от деятельности, если она вызывает трудности    
самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает   33,3
не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление   46,6

Повышенная возбудимость отмечена воспитателями у 17 детей (56,6 %). Повышенная напряженность, скованность проявляется, по мнению воспитателей у 10 (33,3 %) детей. У 12 (40 %) детей воспитатели отметили страх перед всем новым, неизвестным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка отмечена воспитателями у 10 детей (33,3 %). Ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших встречается у 11 детей (36,6 %). Чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений выявлена у 11 детей (36,6 %). Сверхосторожность в восприятии отрицательной оценки выявлена у 13 детей (43,3 %). Для 10 детей (33,3 %) характерна исполнительность, развитое чувство ответственности. Воспитатели отметили безынициативность, пассивность и робость у 12 (40 %) детей. 18 детей (60 %) отказываются от деятельности, если она вызывает трудности. 10 детей (33,3 %) в случаях затруднений не продолжают самостоятельную работу. По оценкам воспитателей не могут принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление 14 (46,6 %) детей.

Большой процент детей ожидает неприятностей, неудач и неодобрения со стороны старших, эти дети отличаются чрезмерной чувствительностью к отрицательным впечатлениям. В играх они часто опираются на мнение старших, ждут подсказки, хотя сами знают как поступать, ждут одобрения, которое придает им уверенность. Отрицательные оценки могут вызвать расстройство, слезы, уход от игры.

Так же среди детей выявлен большой процент тех, у кого воспитатели отметили страх перед всем новым, неизвестным, неуверенность в себе, заниженную самооценку, исполнительность, развитое чувство ответственности, вместе с тем безынициативность, пассивность, робость, они чаще склонны не продолжать самостоятельно работу в случаях затруднения.

В играх это проявляется в робости, застенчивости, неумении или нежелании брать на себя роли, тем более ответственные, инициатива в сюжетно-ролевых играх чаще принадлежит воспитателям, как и направление хода развития игр. Эти дети чаще плачут при неудачах, проявляют неуверенное поведение, реже опираются на свое мнение, хотя практически у всех детей оно уже есть. Эти дети чаще испытывают трудности взаимодействия, потому чаще занимаются индивидуальной деятельностью, или играют в игры с меньшим количеством участников, предпочитая настольные игры.

Неуверенность в себе у детей проявляется так же в том, что зачастую они не могут сделать выбор, не могут принять решение, пассивность, робость, отказываются продолжать работу, если она вызывает трудности. Это связано с тем, что дети ждут одобрения со стороны, ждут положительных реакций взрослых и сверстников. При наличии одобрения они могут проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, но делают это так же с оглядкой и при малейшем чувстве неодобрения могут прекратить занятие или сильно расстроиться.

В отличие от этого, эмоционально благополучные дети чаще предпочитают совместные сюжетно-ролевые игры, более склонны брать на себя ответственные и трудные роли, не боятся проявить в них себя, реже опираются на мнение со стороны. Кроме сюжетно-ролевых игр очень любят подвижные игры. Эти дети, по мнению воспитателей, чаще бывают повышенно возбудимыми.

Таким образом, у эмоционально неблагополучных детей среди симптомов воспитателями отмечены следующие: повышенная напряженность, скованность, страх перед всем новым, неизвестным, неуверенность в себе, заниженная самооценка, ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших, чрезмерная чувствительность к оценке, слезливость, исполнительность, развитое чувство ответственности.

Следующим этапом исследования был опрос родителей. Количество и процент детей с различным уровнем эмоционального неблагополучия, выявленным по опроснику для родителей представлен в таблице 3.

Таблица 3

Количество и процент детей с различным уровнем эмоционального неблагополучия по оценкам родителей

Уровень эмоционального неблагополучия
высокий средний низкий
Чел. % Чел. % Чел. %
      46,6   23,4

По оценкам родителей 6 детей (20 %) показывают высокий уровень эмоционального неблагополучия, 14 детей (46,6 %) обладают средним уровнем и 10 детей (23,4 %) - низким уровнем эмоционального неблагополучия.

Таким образом, процентное соотношение детей с высоким, средним и низким уровнем эмоционального неблагополучия по оценкам их родителей указывает на то, что родители в целом оценивают детей как более или менее эмоционально благополучных.

Качественный анализ ответов показывает, что наиболее часто в ответах родителей встречаются следующие симптомы эмоционального неблагополучия:

- Спит беспокойно, засыпает с трудом.

- Пуглив, многое вызывает у него страх.

- Обычно беспокоен, легко расстраивается.

- Часто не может сдержать слезы.

- Плохо переносит ожидание.

- Не любит браться за новое дело.

- Не уверен в себе, в своих силах.

- Боится сталкиваться с трудностями.

Далее был проведен тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен с каждым ребенком индивидуально. На основе результатов тестирования были рассчитаны индексы тревожности (ИТ), как количественные характеристики уровня тревожности в соответствии с ответами детей.

Число и процент детей с различным индексом тревожности по методике Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен представлен в таблице 4.

Таблица 4

Количество и процент детей с различным индексом тревожности

по методике Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен

Уровень тревожности
высокий средний низкий
Чел. % Чел. % Чел. %
      53,3   26,7

В группе детей высокий уровень индекса тревожности выявлен у 6 чел. (20 %), средний – у 16 чел. (53,3 %) и низкий – у 8 чел. (26,7 %).

Высокий уровень тревожности является основным показателем эмоционального неблагополучия детей. Потому дети с высоким уровнем тревожности по тесту Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен (6 человек) вошли в группу, для которой была разработана и проведена коррекционная программа, основными методами которой была игровая терапия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: