Факторы и причины социального сиротства в Республике Беларусь.
В современном обществе происходят сложные и неоднозначные социальные процессы. Кризисные явления вызывают рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний взрослых людей, в результате чего расширяются истоки детского неблагополучия. Анализ современной социально-педагогической практики позволяет выделить следующие три группы факторов, порождающих социальное сиротство как негативное явление в жизни общества:
1) группа факторов, предопределяющих кризисное положение семьи в целом:
· неблагоприятные обстоятельства в жизни общества, социально-экономической сфере, влияющие на семью и снижающие ее воспитательные возможности;
· нерешенная жилищная проблема для целого ряда семей, особенно молодых, неполных; дестабилизация социальной инфраструктуры семьи и детства;
· переоценка и изменение ценностных ориентаций в обществе;
· потеря идеалов вообще и идеала воспитания в целом;
· недостаток целенаправленной межведомственной работы по улучшению положения семьи с широким привлечением гражданской ответственности;
2) группа факторов, не генерирующих непосредственно условия для отторжения ребенка из семьи, но в совокупности с другими факторами определяющих содержание семейного неблагополучия:
· сверхзанятость родителей;
· отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, конфликтность, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы;
· отсутствие готовности к ответственному и осознанному родительству, родительско-педагогическая некомпетентность;
· дистанцирование школы и других социальных институтов, ответственных за воспитание, от проблем «трудных» детей и семей;
3) группа факторов, обусловливающих увеличение количества социальных сирот:
· нарушение структуры, функций семьи, рост числа разводов, количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей;
· падение жизненного уровня, безработица, низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
· нарастание психоэмоциональных нагрузок взрослого населения, его невротизация, распространение в связи с этим жестокого обращения с детьми;
· снижение ответственности родителей за судьбу детей.
Перечисленные факторы позволяют выделить следующие причины социального сиротства:
– алкоголизм родителей и, как следствие, жестокое отношение к детям, пренебрежение их интересами и правами, невыполнение обязанностей по обеспечению ребенка всем необходимым для жизнедеятельности, что ведет к лишению родительских прав;
– увеличение количества детей, рожденных вне брака, и детей, рожденных несовершеннолетними матерями, на этой основе как следствие, увеличение числа случаев отказа от ребенка;
– рост количества детей, отобранных у родителей по решению суда без лишения родительских прав, причиной чего часто является неспособность родителей осуществлять свои обязанности в связи с умственной неполноценностью, отсутствие государственной позиции по планированию семьи среди этой категории граждан;
– «скрытое» сиротство в результате развода, когда ребенок юридически не относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, но практически растет в отрыве от них, не получая в должной мере семейного воспитания и родительской заботы.
Анализ оснований социального сиротства детей, находящихся на воспитании в школах-интернатах, детских домах и в других учреждениях государственного типа по воспитанию детей в 2008 г., позволяет сделать вывод, что ведущим основанием приобретения детьми сиротского статуса является лишение родителей прав на воспитание детей. Причем по статистике матери лишаются прав чаще, чем отцы. Это обусловлено тем, что именно на попечении матерей чаще всего остаются дети после расторжения брака или ухода отца из семьи, а также тем, что часто аморальный образ жизни ведут матери-одиночки, воспитывающие ребенка без отца с момента его рождения или живущие с отцом ребенка без заключения официального брака.
Показателен также и тот факт, что в большинстве случаев оба неблагополучных родителя, лишенные прав на воспитание детей, состоят в зарегистрированном браке. Лишение прав обоих родителей говорит о том, что родительские обязанности здесь игнорируются как матерью, так и отцом. Как правило, родители в таких семьях страдают алкоголизмом. Часто даже в отношении детей, имеющих статус сирот по причине смерти родителей, выясняется, что причиной их смерти были запойное бытовое пьянство и приобретенные на этой основе патологические заболевания (или лишение жизни путем противоправных действий их собутыльников). Такова ситуация сегодня у почти 4% детей, находящихся в детских домах нашей республики.
Данные анализапоказывают, что около 20% воспитанников детских домов – это дети из многодетных семей, где родители были также лишены родительских прав по причине аморального образа жизни и невыполнения родительских обязанностей. Только 8% родителей из этих семей имели работу. В подавляющем большинстве родители в этих семьях занимались неквалифицированным трудом, при этом нерегулярно.
Как видно из приведенных данных, нарушение детско-родительских отношений нередко начинается с падения социального статуса родителей, в частности, с потери работы. В дальнейшем отсутствие работы приводит к невозможности для большинства родителей покрывать расходы на содержание своих детей в условиях семьи, затем в период воспитания их в государственных учреждениях или замещающих семьях. Однако среди них немало родителей, которые, втянувшись в аморальный образ жизни, сами не желают работать, скрываются от судебных исполнителей, в обязанности которых входит изымать средства у неблагополучных родителей на содержание их детей. Все это приводит к углублению разрыва таких родителей с собственными детьми.
Анализ ситуации показывает, что особенно остро у большинства таких семей проявлялась жилищная проблема. 65% неблагополучных семей в 2008 г. на момент лишения родительских прав не были обеспечены жильем, многие из них проживали у родственников, а также в неприспособленных для жилья помещениях. Следует заметить, что возраст родительской категории, лишенной родительских прав, составляет в среднем от 20 до 40 лет, т.е. возраст вполне оптимальный для производственной деятельности, содержания и воспитания детей, что еще раз подтверждает преобладание среди причин социального сиротства не только падение жизненного уровня, безработицы, низких доходов семьи и как следствие ухудшение условий содержания детей, но и, прежде всего, снижение ответственности родителей за судьбу детей, отсутствие их готовности к ответственному и осознанному родительству, склонность к асоциальному и аморальному образу жизни.
Как показывает анализ социально-педагогической практики, устранению виктимизации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует отказ от больших детских учреждений и поддержка их в естественной (семейной) среде проживания.
В нашей республике развиваются следующие альтернативные формы воспитания детей, проживающих в детских учреждениях:
· опекунская семья (семейная пара или отдельные граждане (кровные родственники) выполняют безвозмездно обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства при выплате ежемесячного пособия на содержание ребенка);
· приемная семья (семейная пара или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот на основании решения органа опеки и попечительства, заключая трудовой договор, согласно которому устанавливается срок нахождения ребенка в семье, воспитательная работа зачисляется в трудовой стаж, воспитателям выделяются отпуска, премии);
· гостевая семья (форма временного устройства детей-сирот в семьи на праздники и в выходные дни);
· патронатная семья (форма временного устройства детей-сирот воспитанников интернатных учреждений в семьи);
· детский дом семейного типа (семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот, в рамках которой взрослые выполняют обязанности по воспитанию детей в должности родителей-воспитателей на основании трудового договора);
· национальное усыновление (юридический акт на основе судебного решения, в силу которого между усыновителями и усыновленными несовершеннолетними детьми устанавливаются такие же права и обязанности, как между родными родителями и детьми – алиментные, наследственные);
· международное усыновление (усыновление иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь на основе решения областных судов по месту жительства ребенка);
· детская деревня (городок) или SOS-Киндердорф (социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, где взрослые в должности родителей-воспитателей выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот в рамках трудового договора). В Беларуси на данный момент существует три таких учреждения.
В процессе воспитания приемных детей наиболее типичными проблемами, с которыми сталкиваются родители-воспитатели, являются проблемы детской адаптации и социализации. Длительность процесса адаптации, т. е. приспособления к нормам, правилам, ценностям новой семьи, к системе внутрисемейных отношений у детей разная. Белорусские ученые-педагоги и психологи (А.А. Аладьин, Л.И. Смагина и др.) выделяют в этом процессе три основных периода.
Первый период длится от 1 недели до 1–2 месяцев. Приемные дети испытывают тревожность, настороженность, неуверенность, боязливость, стресс. Они часто плачут, кричат, ведут себя агрессивно, пытаются убежать из дома, могут обманывать, сквернословить, воровать, проявлять другие негативные привычки, приобретенные в процессе виктимизации и депривации в условиях проживания в неблагополучной семье и детских учреждениях. Нередко это сопровождается отсутствием аппетита, нарушением сна и др.
Второй период адаптационного процесса у приемных детей составляет от 2 до 4 месяцев. За это время у ребят исчезает тревожность, напряжение, страх, ослабевают или исчезают болезни, отклонения, негативные привычки, поведение становится более уравновешенным. Дети начинают проявлять отзывчивость и доброжелательность по отношению к родителям и другим детям; приобретают навыки самообслуживания; приобщаются к участию в хозяйственно-трудовых делах семьи; усваивают основные требования новой семьи.
Третий период адаптации длится от 5 до 10 месяцев, а иногда и год. Он характеризуется тем, что приемные дети начинают чувствовать себя самостоятельными, свободными, независимыми; выполняют просьбы и требования родителей; относятся к ним с уважением, любовью, сочувствием, оказывают помощь в хозяйственных делах и воспитании младших детей; проявляют внимание и интерес к жизнедеятельности семьи, испытывают чувство гордости за то, что являются ее членами.
Наблюдение за адаптацией детей в новых семьях показывает, что адаптация приемных детей проходит значительно быстрее и конфликты между ними и родными детьми практически отсутствуют, если:
· мать, отец и другие члены семьи с первых же дней появления приемных детей занимают правильную педагогическую позицию: предъявляют ко всем детям единые родительские требования; проявляют ко всем детям естественную строгость и ласку; учитывают возрастные психологические особенности детей; владеют культурой родительского общения с детьми, культурой общения мужа и жены, отца и матери;
· родители, особенно мать, проявляют в отношении приемных детей естественную человеческую любовь, внимание, заботу, тепло, ласку, участие и сопереживание. Все это помогает в короткий срок (от месяца до полугода) устранить у детей разные виды психической депривации, разнообразные негативные проявления и черты (жестокость, агрессивность, тревожность, раздражительность, вспыльчивость и др.).
В процессе адаптации и социализации приемных детей нередко родители отмечают их неумение и нежелание беречь вещи и домашнее имущество. Это происходит потому, что воспитанники детских домов и интернатов все получают в готовом виде, они не видят денег, не имеют представления о бюджете и о стоимости различных вещей, не понимают, сколько вложено труда в их изготовление. Поэтому родителям-воспитателям необходимо в процессе социализации детей приучать их к бережливости, применяя следующие приемы: привлечение ребят к планированию семейного бюджета на неделю и месяц, к планированию расхода денег на покупку одежды, предметов домашнего обихода; выдача детям денег на руки для отдельных покупок; совместное с детьми благоустройство квартиры, игровых комнат, спален, дачных приусадебных участков; совместное изготовление вещей домашнего обихода (подставок, вешалок и т.д.) и семейных подарков (альбомов, сувениров и др.); выращивание цветов; определение детей в кружки технического и декоративно-прикладного творчества и т. д.
Важнейшим аспектом социализации приемных детей является расширение сферы их общения. В приютах и интернатах дети, как правило, общаются с одной группой сверстников. Это приводит к низкому уровню развития у них коммуникационных навыков, отсутствию умений вступать в общение с незнакомыми людьми, конструктивно разрешать различные жизненные ситуации. Таким детям присуще «общение-обвинение», «общение-самозащита»; ярко выражены бедность лексики, отсутствие способности сопереживать в процессе общения, нежелание признавать свои ошибки.
Устранению у приемных детей отмеченных негативных качеств с целью их успешной социализации способствует практическое обучение навыкам общения: в новой семье – с матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами; в детском саду и школе – с нянями, воспитателями учителями, детьми; в кружках, студиях, секциях, клубах – с педагогами, тренерами, сверстниками.