Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю).
Понятийно-терминологический словарь логопеда (1997): Дислалия – нарушение звукопроизношения.
Гриншпун Б.М.: Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Волкова Г. А.: Дислалия – расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков, связанное либо с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата; с неблагоприятными условиями развития; либо с нарушением фонематического восприятия.
Мартынова Р.И.: Дислалия – расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки между собой.
Понятие “произносительная сторона речи” охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет следующие компоненты речевой деятельности: звукопроизношение, речевое дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
|
|
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Фонема:
· с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов;
· с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и акустическими).
Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.
Дислалия – расстройство речи, при котором нарушение звукопроизношения является единственным недостатком речи (понимание речи, словарь, грамматический строй речи сохранны). Дислалия проявляется в дефектном воспроизведении звуков речи.