Классификация дислалии. По количеству нарушенных звуков выделяют

По количеству нарушенных звуков выделяют:

· мономорфные (простые) дислалии – страдает один звук или звуки из одной и той же артикуляционной группы (однородные по артикуляции звуки);

· полиморфные (сложные) дислалии– дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп (например, свистящие и соноры).

По этиологическому признаку дислалию делят на функциональные, механические (органические).

К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причину возникновения функциональной дислалии не всегда возможно определить, но нередко она бывает следствием того, что окружающие своевременно не фиксируют внимания на недостатках произношения ребенка, имитируют его неправильную речь, не помогая ему преодолеть трудность произношения того или иного звука, культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении;

· неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов),

· общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний;

· задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции);

· избирательное нарушение фонематического слуха;

· подражание неправильной речи окружающих.

Механическая дислалия появляется вследствие неправильного строения периферического аппарата: челюстей (нарушение прикуса), зубов (неправильная расстановка, диастемы между передними зубами; отсутствие резцов или их аномалиями; открытый прикус), нёба (высокое, узкое нёбо), дефекты языка (короткая подъязычная уздечка).

Функциональные дисла лии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) – недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р'.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) – недостатки произношения звуков л и л'.

4. Дефекты произношения нёбных звуков : каппацизм — звуков к и к', гаммацизм — звуков г и г', хитизм – звуков х и х', йотацизм – звука й (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т. д.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т. д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: