1. Общие положения финансовой деятельности государства: финансовое право (предмет, метод), финансы, финансовая деятельность финансовая система и ее элементы. Органы финансовой деятельности
2. Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля
3. Бюджет. Бюджетный процесс
Общие положения финансовой деятельности государства: финансовое право (предмет, метод), финансы, финансовая деятельность финансовая система и ее элементы. Органы финансовой деятельности
В систему российского права входит финансовое право (совокупность правовых норм), регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Эти задачи решаются в основном методом властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). Наименование этой отрасли обусловлено термином «финансы», связью с денежными отношениями. Но не все, а особые денежные отношения: во-1-х это не сами денежные средства, а отношения между субъектами (государства, организаций) экономической жизни по поводу их формирования, перераспределения; во-2-х их содержанием являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы (финансовые ресурсы) государства, его подразделений, организаций. Так деньги при купле – продаже, административные штрафы финансовыми не являются, эти общественные отношения регулируются другими отраслями права – гражданским, административным.
|
|
Финансам свойственны, прежде всего, распределительная и контрольная функции.
Нормы финансового права содержащиесяся в различных нормативных актах реализуются в правоотношениях, которые возникают в процессе финансовой деятельности.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством, муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. Она выражается в выполнении государством, муниципальными образованиями функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач.
Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права (Конституцией РФ, Гражданским, Налоговым, Бюджетным и др.) участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
|
|
В финансовом праве выделяют: бюджетные, налоговые и неналоговые, валютные правоотношения и др.
Субъектами правоотношений выступают: органы государственной власти и управления, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты и граждане.
Общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, но в случаях, предусмотренных законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.
В состав финансовой системы РФ входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ. Образуются в основном за счет налогов;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные денежные фонды. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним в частности относятся, как Пенсионный фонд, подчиняется Правительству РФ и его бюджет ежегодно утверждается законодательным органом страны. Фонд социального страхования, специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в эти фонды уплачиваются налогоплательщиками в составе единого социального налога (ЕСН). Плательщики ЕСН являются также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В целом они призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование;
- финансы страхования, обеспечивают формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба;
- кредит (государственный, муниципальный, банковский) и выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное пользование на началах возвратности и срочности.
- финансы предприятий, организаций, это исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Это обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Выделяются финансы коммерческих (в том числе банки и небанковские кредитные организации, страховые компании) и некоммерческих организаций (бюджетные).
- фонды, консолидированные в бюджете (некоторые авторы выделяют в качестве института). Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Образуются в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.
|
|
Органы финансовой деятельности.
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти от установленной для них компетенции. В частности: - Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти; - законодательные (представительные) органы, прежде всего, утверждают бюджеты соответствующего уровня, устанавливают налоги; - исполнительная власть (Правительство РФ, субъектов РФ) принимают меры по их реализации.
Министерство финансов в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ, является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (финансовые управления др.).
Минфин координирует работу ряда Федеральных служб, в том числе: налоговой, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, финансового мониторинга. Министерство разрабатывает нормативные акты по вопросам, которые относятся к сфере деятельности Федеральной налоговой службы, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций.
Федеральное казначейство (казначейство России) образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство находится в ведении Минфина и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Казначейство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Находится в ведении Минфина и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ. Первостепенная задача – формирование доходной части государственного бюджета, а также регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Право на упрощенную процедуру ликвидации юридических лиц.
|
|
Федеральная таможенная служба и ее структурные подразделения являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему. Находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Регулируется Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ. Осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Центральный банк РФ (Банк России) возглавляет и контролирует систему кредитных учреждений. Действует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)». Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются, и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.