double arrow

Публичность

Принцип публичности уголовного судопроизводства заключается в том, что производство по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется государственными органами и должностными лицами, а не является частным делом.

В соответствии с принципом публичности уголовное преследование по абсолютному большинству уголовных дел (дел публичного и частно-публичного обвинения) осуществляется от имени государства уполномоченными на то должностными лицами - прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником подразделения дознания и дознавателем. Их обязанности заключаются в том, что они в пределах своей компетенции должны принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Согласно принципу публичности суд осуществляет от имени государства правосудие по уголовным делам.

Публичный характер уголовного судопроизводства заключается также в том, что в ряде случаев следователь, а также дознаватель с согласия прокурора уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, независимо от волеизъявления потерпевшего. Эти случаи обусловлены определенными условиями, характеризующими состояние потерпевшего: совершение преступления в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Данное правило действует также в случае совершения преступления, относящегося к категории дел частного и частно-публичного характера, лицом, данные о котором неизвестны.

В данном случае осуществление уголовного преследования по делам частного и частно-публичного обвинения в публичном порядке не противоречит задачам уголовного судопроизводства, его не следует рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. Речь идет о защите охраняемых законом интересов потерпевшего, который, находясь в беспомощном состоянии или по иным причинам, не может самостоятельно реализовать свои права. Следователь и дознаватель в данном случае отстаивают от имени государства интересы лица, нуждающегося в дополнительной защите со стороны государства.

В соответствии с принципом публичности государственные органы, ответственные за производство по уголовному делу, наделяются широкими властными полномочиями по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Кроме того, закон устанавливает, что требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, а также решения суда обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Только государственные органы и должностные лица в уголовном судопроизводстве могут применять нормы права, процессуально-принудительные меры, принимать решения о направлении движения уголовного дела и т.д.

Принцип публичности состоит в том, что уполномоченные на бдение уголовного процесса государственные органы и долж­ностные лица обязаны в пределах своей компетенции принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, виновных лиц и справедливому наказанию или предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации невиновного.

В силу принципа публичности государственные органы и долж­ностные лица обязаны принимать меры к обеспечению прав и законных интересов потерпевшего от преступления. Эта их обя­занность прямо основана на признании государством необходимос­ти обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ).

В силу принципа публичности органы дознания, следователь прокурор обязаны при наличии повода и основания возбудить уголовное дело, принять все меры, необходимые для его законного разрешения, независимо от воли и желания каких-либо учрежде­ний, организаций, граждан. Исключение составляют дела частного и частно-публичного обвинения, возбуждаемые не иначе как по жалобе потерпевшего (ст. 27 УПК). Но и по ним ради охраны прав и интересов потерпевшего диспозитивность, т.е. право потер­певшего распорядиться своим правом на возбуждение дела, соче­тается с правом прокурора возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 27 УПК условий.

Привлечение к уголовной ответственности только при наличии условий, указанных в ст. 27 УПК, является исключением из принципа публичности при совершении преступления против ин­тересов службы в коммерческих и иных организациях, если это преступление не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: