double arrow

Учение о Св. Предании по Пастырским Посланиям


Пастырские послания св. ап. Павла: 1 и 2 Тим. и Тит. сильно отличаются от остальных посланий ап. Павла, будучи сходны между собой как своей тематикой, так и языком, и той исторической обстановкой, в которой были написаны. Время их написания относят к концу жизни апостола, к периоду после его освобождения из первых римских уз. Причем из текста самих посланий видно, что 1Тим. и Тит. были написаны ап. Павлом на свободе (он располагает собой и строит планы на будущее).

Явно после них написано 2Тим.: апостол – в узах и говорит о близком конце своей жизни.

Какое из первых двух посланий написано раньше, в точности неустановимо, но разделяет время их написания небольшой промежуток времени, относящийся к миссионерскому путешествию св. апостола Павла, предпринятому после освобождения из первых уз.

Цели всех трех пастырских посланий сходны: это обеспечение преемства пастырского служения в период обострения борьбы с гностическими учениями.

Цель написания Тит. сходна с целью 1 и 2Тим., с учетом особенностей Крита, как острова-порта с соответствующим моральным обликом жителей и общим фоном зарождающихся гностических учений.

В книгах Нового Завете слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение: «стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15-16); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).

[Польсков] По-человечески рассуждая, понятно, почему именно в это время апостол Павел особое внимание уделяет наставлению хранить предание. Протестанты говорят, что послание не Павлово, потому что в ранних посланиях собственно Павловых спасающая вера понимается как личная преданность Христу. Тот, кто верит в спасительность Христовых страданий на Кресте, тот и спасен. Вера спасает, а не дела. В этих посланиях возникает новое: апостол говорит и необходимости хранить преданное доброе учение, здравые слова: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20); «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13). Не только – Христу быть верным, а хранить некое учение. Тогда говорят, что это не Павлово видение. У Павла была вера во Христа, а здесь возникает некое учение. На самом деле здесь нет никакого противоречия. Апостол Павел говорит о том, что доброе учение, здравые слова согласно благовествованию Блаженного Бога. Это не есть учение Павлово. Это слова посланного благовестию Блаженного Бога, которое мне вверено.

Во 2 Тим. 1, 11 апостол называет себя проповедником, апостолом и учителем: «я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников». Это глашатай, тот, кто сообщает волю пославшего его, кто не принимает апостола, тот не принимает Пославшего. Апостол ничего не имел права добавить от себя, он лишь адекватно доносил мысли Пославшего. Он говорит: я и есть глашатай воли Христа, Блаженного Бога. Учение, держаться которого он призывает, это учение Самого Христа. Держась этого учения, будете держаться Самого Христа. Почему необходимо именно в этот момент сделать такой акцент. Апостол Павел в узах, он предчувствует свое скорое отшествие, особенно во втором послании. Ему нужно дать надежный ориентир, что будет после него. Особое внимание теме предания, нужно держаться слов Христа. В контексте учения о предании апостол говорит о священном Писании: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:14-16). Это единственное место в Священном Писании, где само Писание квалифицируется как Богодухновенное. В 2 Петр. 1 гл., будет очень близкая мысль, речь о Богодухновенности, но терминологически это не будет выражено. А здесь это единственное место в Писании, Богодухновенное, Сам Бог вдохновляет. Чтобы пребывать в учении, нужно держаться Писания. Еще в XIX веке, под влиянием западного учения, даже в катехизисе святителя Филарета мы видим, что есть два источника вероучения Писание и Предание. Католики добавляют еще третий источник, авторитет Римского понтифика. В ХХ веке, опираясь на святоотеческое мнение, в русской эмиграции вновь стали говорить о том, что Писание не есть особый источник вероучения, Писание есть лишь форма Предания. Именно об этом говорит апостол Павел: держись, пребывай в том, чему ты научен, что тебе вверено (2 Тим. 3:14-16). Ты это можешь сделать через Писание. Писание не противопоставлено тому, чего нужно держаться. Писание есть одна из форм Предания. Именно так говорят, Писание есть форма. Священное Предание это более широкое понятие, это жизнь в Духе, не только знание, которое передается, это опыт жизни в Церкви, освящения, предстояния Богу.


Сейчас читают про: