Характерные черты лжеучений по Пастырским Посланиям

Три пастырских послания апостола Павла (1 и 2 Тим. и Тит.) называются так потому, что обращены к пастырям Церкви и содержат наставления им. Из этих посланий мы можем почерпнуть сведения характерных чертах лжеучений во времена Апостолов.

В соответствии с основной, практической целью послания, Павел предостерегает через своих адресатов верных против «иных учений», «басней» (1 Тим. 1, 4), «родословий бесконечных» (1 Тим. 1, 4; Тит. 3, 9) и прочего «пустословия». Исходя из этих слов, которые употребил ап. Павел, можно очень поверхностно догадываться о характерных чертах обличаемых лжеучений.

Так, слово басни («muqoi») может указывать на мифологию гностических учений. В другом месте (1 Тим. 4, 7), правда, эти басни названы никчемными (буквально – старушечьими: grawdeV muqoi), что, конечно, не отменяет первого толкования, но допускает и более широкое – наставление вообще воздерживаться в делах веры от поверхностных суждений.

Упоминание родословий («genealogiai») можно отнести к гностическому учению об эманации, в котором говориться об истечении множества духовных сущностей из некоторого верховного Существа.

Далее, поскольку некоторые из них уклонились в пустословие, желая быть законоучителями («nomodidaskaloi») (1 Тим. 1, 7), а также из упоминания «обманщиков из обрезанных» (Тит. 1, 10) и «прений о Законе» (Тит. 3,9), можно говорить об иудаистическом направлении того гностицизма, с которым столкнулся ап. Тимофей в Ефесе, а Тит на Крите.

Этому пустословию (mataiologia) Павел противополагает здравое учение (ugiainh didaskalia) (1 Тим. 1, 10. Тит. 2, 1), здравые слова Господа Иисуса Христа (1 Тим. 6, 3) и восходит к употреблению термина «epignwsiV», которым, по мысли еп. Кассиана (Безобразова) у ап. Павла обозначается познание глубочайших тайн христологии.

В 1 Тим. 4, 1-5 говориться о некоторых лжецах, которые запрещают вступать в брак и заставляют воздерживаться от разных видов пищи. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому ап. Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо», показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике – к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1 Тим. 4 вытекает, что те гностические течения, о которых ап. Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма (ср. ст. 8: «ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей»).

Отрицая несовместимые с новым благовестием учения, апостолы в тоже время были восприимчивы к положительным чертам тех философско-религиозных течений которые были тогда распространены в народе. Одним из таких направлений был стоицизм, этика которого была близка апостолам и, одновременно, позволяла найти понимание со стороны слушателей. Этим объясняется что апостолы используют понятия стоической этики и говорят об обладании собой, целомудрии и о довольстве как о великом приобретении.

[Дополнительно, может и не надо] Принципы противостояния лжеучениям по Пастырским Посланиям.

В своих посланиях к Тимофею и Титу апостол Павел указывает адресатам, хоть и прикровенно, каким образом можно противостоять лжеучениям иудейского и гностического толка.

Очень много внимания Павел уделяет личным качествам пастыря. Призывает к постоянной работе над собой, к упражнению в благочестии (1 Тим. 4, 7), подвизаться добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 11). Необходимо пастырю стяжать терпение, дабы мужественно переносить страдания и скорби (2 Тим. 2, 3; 4, 5). Несколько раз Павел выделяет такие качества, как незлобие и кротость и прямо говорит, что они «приводят противника к покаянию и познанию истины» (2 Тим. 2, 25). Кроме духовного необходимо и умственное упражнение – «занятие чтением» (1 Тим. 4, 13). Здесь речь идет о чтении Священного Писания. Знание Писания и начитанность вообще – великое подспорье для пастыря, так как весьма «полезно для научения, наставления, обличения» (2 Тим. 3, 16).

Чтобы успешно противостоять распространению лжеучений необходимо самому иметь твердую опору и крепко стоять в истине и отстаивать ее – то есть жить во Христе и стоять за Его учение. Во всех трех Пастырских посланиях апостол Павел призывает «хранить преданное» (1Тим. 6, 20), «держаться образца здравого учения» (2 Тим. 1, 13; Тит.2,1), «пребывать в том, чему научен» (2 Тим. 3, 14). И лишь после того, как сам утвердишься в истинности евангельского учения можно и необходимо исполнять другие пастырские обязанности – проповедь и учительство. Именно призыв к наставлению, строгому обличению, учительству «красной нитью» проходит через Пастырские послания (1 Тим. 4, 11-13; Тит.1.11,13;2,15). Вышеуказанные качества души человеческой – кротость, тихость, незлобие помогут пастырю должным образом проходить служение проповедника. Ведь не зря ап. Павел несколько раз настойчиво предупреждает и предостерегает от перегибов в «учительстве». Даже с противниками Церкви – иудеями и язычниками – пастырь не должен входить в ссоры, словопрения, распри. Апостол предписывает всяческое уклонение от «глупых и невежественных состязаний», злоречия. Пустословия (1Тим. 6,4,20; 2Тим. 2,14,16; 2,23; Тит. 3,9).

В заключении Послания к Титу, ап. Павел отмечает особенность, которую необходимо учитывать при общении с еретиком – «отвращаться после второго вразумления» (Тит. 3,10). Такой еретик остается безответным и сам осуждает себя, ибо не может сказать, что никто не вразумил и не научил его (бл. Феофилакт).

План Послания Иак., время и место написания, адресаты Послания, основные темы. Проблема авторства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: