Сущность и функции государственного кредита

ГК – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физ. и юр. лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность гос-ва как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда гос-во берет на себя ответственность а погашение займов или выполнение др. обязательств, взятых физ. и юр. лицами, оно служит гарантом.

В отличие от двух первых видов кред. отношений(заемщик, кредитор), сразу же влияющих на размер централизованных ден. фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо доп. затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в гос. гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кред. рынке самостоятельно. Гос. гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных ден. фондов.

Как эк. категория ГК находится на стыке двух видов ден. отношений – финансов и кредита – и несет черты и тех, и других. В качестве звена фин. системы он обслуживает формирование и использование централизованных ден. фодов гос-ва, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита ГК имеет ряд особенностей, отличающих его от классических фин. категорий, например налогов. В отличие от налогов, Он носит добровольный характер. Если налоги движутся в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды(обратное движение возможно в случае переплаты или ошибочного взыскания), то основу ГК составляет его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

ГК отличается от др. видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности(товары на складе, незавершенное строительство), то при заимствовании средств гос-вом обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной терр. единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центр. правительства гос. займы не имеют конкр. целевого характера, тогда как заимствование ср-в на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность.

Как фин. категория ГК выполняет 3 ф-ции: распределительную, регулирующую, контрольную.

1. Через эту ф-цию ГК участвует в формировании централизованных ден. фондов гос-ва или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, гос-во обеспечивает доп. ср-ва для фин-ния своих расходов. Положительное воздействие распред. ф-ции ГК заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.

2. Вступая в кредит. отношения, гос-во воздействует на состояние ден. обращения, уровень %-ых ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя ГК как инструмент регулирования экономики, гос-ва может проводить ту или иную фин. политику.

3. Контр. ф-ция ГК органически вплетается в контрольную ф-цию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

она очень тесно связана с деятельностью гос-ва и состоянием централиз-го фонда ден. ср-в

охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств

осуществляется не только фин. структурами, но и кред. институтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: