Философия Сократа и Платона

Сократ во многом отличается от предыдущих философов – натурфилософов, которые стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо и земля, звезды. Сократ хочет понять мир, двигаясь от событий к их смыслу, а не к другим событиям. Типично для него рассуждение о прекрасном (все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос).

Он заложил основы идеализма, утверждая, что существует родовое, общее, что можно обнаружить лишь умом, что объяснение мира событий надо начинать с родового. Главная идея – идея блага. Для Сократа нет ничего выше этического. Добродетель состоит в знании добра, ведь дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

Как приобрести знание? Для этого С. разработал диалектику, состоящую из иронии и майевтики, т. е. рождения мысли, родового понятия. Ирония в том, что обмен мнениями дает результат «Я знаю, что ничего не знаю». Но в конечном итоге обсуждение позволяет достичь новых мыслей.

Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов устраняет мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки, которая лишь помогает роженице в рождении ребенка (ученики сами открывают путь к познанию, учитель лишь указывает направление).

Платон стремится развить сократовские представления. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса одна и та же и обозначается одним именем, общая сущность. Платон говорил о «стольности»столов, «лошадности» лошадей. Отдельные предметы возникают и разрушаются (люди рождаются и умирают), класс, род же – сохраняются. Каждая идея как бы первообраз (парадигма) для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, «сама справедливость» или идея справедливости есть первообраз все справедливых поступков. Каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. (сама красота есть совершенная красота, отдельные же предметы красивы лишь относительно, не могут быть совершенны в своей красоте).Идея А вызывает к жизни a1, a2, a3..an. А есть предел, к которому стремится an.

Платон считает, что идеи объективны, существуют без человека, без сопричастности к ним вещей. Возможно, они есть на небе! Итак, П. признавал существование двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных, неизменных идей.

Космос, по Платону, – одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум создает из смеси идей и материи мировую душу, из нее – стихии: огонь, воздух, землю, из них же – мировое тело. Все происходящее, временное, равно как и само время, есть образ вечного, идей. Знание об идеях сохраняется в душе, как воспоминание об увиденном ею в потустороннем мире. На земле эти воспоминания забываются, но потом они оживают. Космос одушевлен, гармоничен, в нем на каждом шагу встречается бож. разум. Душа бессмертна т. к. существует до воплощения в тело, является простой не способной к распаду и в ней воплощена идея жизни.

Общество: люди поделены на 3 типа, зависело от души: разумной, а ффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Если душа разумна, то люди с такой душой привержены к правде, мудрости, умеренности. Это философы, мудрецы – кандидатуры на роль правителей. Если преобладает аффективная часть души, то в людях много мужества, отваги, им быть воинами, стратегами. А обладатели вожделеющей души должны заниматься физическим трудом (крестьяне, ремесленники). Всем сословиям в идеальном государстве должна быть присуща мера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: