double arrow

Сила воображения. Конфликт воли и воображения


Воображение принимает непосредственное участие в регуляции различных состояний, процессов, функций, то есть выполняет прогностически-антиципирующую функцию. С помощью образов воображения человек может обращать внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Субъект таким образом регулирует познавательные процессы и свои отношения с окружающим миром.

Воображение регулирует эмоциональные отношения, то есть может отчасти удовлетворять многие потребности, снимать напряженность. Оно является великим средством против пробелов, разрывов и неясностей в общей картине мира. Достраивая с помощью воображения эту картину, придавая ей целостность и завершенность, человек пытается предупредить возникновение отрицательных эмоций. Оно трансформирует содержание реальности: на одних объектах раскрываются существенные характеристики других. Подобные трансформации происходят с помощью включения всего опыта человека, всех слоев его психики, с помощью различных способов, то есть различных психологических механизмов воображения: агглютинации, типизации, комбинирования, реконструкции, акцентирование:

• Типизация - специфическое обобщение, состоящее в создании сложного целостного образа, носящего синтетический характер;

• Комбинирование - подбор и соединение определенных черт предметов и явлений;

• Акцентирование - подчеркивание определенных черт, признаков явлений;

• Реконструкция - «примысливание» по части, признаку, свойству целостной структуры образа;

• Агглютинация - сочетание разнородных свойств, качеств, признаков объектов.

Воображение своими корнями уходит в бессознательное. Попытки изменить убеждения и исправить привычки с помощью силы воли чаще всего дают обратный результат. Психика не приемлет волевого насилия, она сопротивляется тому, что не делается на грани приятного. Эту направленность на удовольствие можно сформировать с помощью воображения, которое по своей силе в конфликтной ситуации с волей чаще всего побеждает.

Лучший способ преодолеть какую-либо привычку — это мысленно сформулировать ясный образ желаемого конечного результата и упражняться без всяких усилий в достижении намеченной цели.

Используемый набор способов саморегуляции для каждого человека весьма разнообразен. Все рассмотренные способы саморегуляции действуют не изолированно, а взаимодополняют друг друга, составляя индивидуальную систему саморегуляции. Секретом успеха функционирования регуляторной системы будет знание и применение наиболее эффективных способов саморегуляции, адекватных конкретной ситуации.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. Психология здоровья: новое научное понятие 4

Тема 1.1. Предназначение, цели и задачи психологии здоровья личности 4

Тема 1.2. «Цветок потенциалов» личности 5

ГЛАВА II. Раскрытие психологических потенциалов в поддержании и развитии здоровья личности 9

Тема 2.1. Роль психической саморегуляции в поддержании и развитии здоровья личности 9

Тема 2.2. Информационно – энергетический уровень саморегуляции (ЭИУС) 10

Тема 2.3. Мотивационный уровень саморегуляции 11

Тема 2.4. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции 13

Тема 2.5. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции 16

Тема 2.6. Особенности самоуправления в различных состояниях сознания 17

Глава III. Психотехнологии выработки эмоциональной устойчивости 21

Тема 3.1. Осознанное самовнушение 21

Тема 3.2. Измененные состояния сознания (ИСС). Медитация 22

Тема 3.3. Позитивное мышление 23

Тема 3.4. Управление чувствами через воображение 25

ОГЛАВЛЕНИЕ 26

Литература 28

Приложение 30

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ 30

АУТОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ (В. А. Ананьев) 31

ОПРОСНИК САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (САМОАЛ) 33

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 42

ОЦЕНКА УРОВНЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (Г. А. Апанасенко) 43

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 44

ШКАЛА «Сексуальное знание» 47

УПРАЖНЕНИЕ ПО ПОЗИТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ 50

МЕТОДИКА ВХОЖДЕНИЯ В ТРАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ 50

УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЛАКСАЦИИ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ 51

УПРАЖНЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ 59

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 60


Литература

1. Ананьев В.А. Психология здоровья - новая отрасль человекознания. СПб.,1998.

2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб. 1998.

3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006,-384 с.

4. Ананьев В.А Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб.:Речь,2007.-320 с.

5. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 240 с.

6. Альбисети В. Быть счастливым, М.:Рислайн, 2000.

7. Андреас К. Измените, свое мышление и воспользуйтесь результатами. СПб., 1994.

8. Алексеев А.В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса. / Серия «Здоровье нации». - Ростов-н./Д: «Феникс», 2004.-169 с.

9. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

11. Брехман Н.Н. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л.,1987.

12. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. /Ростов н./Д: Феникс, 2007.-250,(1) с.: ил. - (Психологический практикум).

13. Васютин А.М. Психохирургия, или Психотехники нового поколения.- Ростов н./Д: Феникс, 2004.-560с. (серия «Психологический практикум».).

14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.,1989.

15. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс, дистресс - проблема 21 века. М.,1997.

16. Гладкова С. Аутотренинг. Антистрессовые методики/ Серия «Будь здоров» - Ростов н./Д: «Феникс», 2002.-320с.

17. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб.,1993.

18. Дейноу Ш. Сам себе психотерапевт. СПБ.: Питер, 2000

19. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.)/ - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.

20. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания.-2-е изд., исп. и доп.-М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.-544с.

21. Кузнецов О.И., Лебедев В.И. Достоевский о тайнах психического здоровья. М., 1994.

22. Лидерман Х. Аутогенная тренировка. М.,1985.

23. Лоуэн А. Сборник биоэнергетических опытов – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.-192 с.- (Классика мировой психологии).

24. Маслоу А. Самоактуализация. М.,1982.

25. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О. Прохоров. – М.:ПЕРСЭ, 2004. – 176 с.

26. Напреенко А. К., Петров К.А. Психологическая саморегуляция. Киев, 1995.

27. Обретение личной силы. Как планировать и осуществлять желаемые жизненные перемены / Владимир Евтюшкин, Андрей Серов. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 159 с.

28. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.,2003.

29. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2001.-352 с.

30. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой (Практическое руководство). М. Изд-во Института Психотерапии, 2001.

31. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.:ПЕРз СЭ,2005.-352 с.

32. Пил Н. Энергия позитивного мышления. М.,1998.

33. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В.Эксакусто.- Ростов н./Д: Феникс,2007.-339,(1) с. - (Психологический практикум).

34. Рейнвальд А.С. Психологическая саморегуляция. М.,1989.

35. Селье Г.Стресс без дистресса. М.:Прогресс, 1979.

36. Хохель С.О. Пробуждение новых возможностей – СПб.: Издательство «Невский проспект», 2000. – 154 с.

37. Шадрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск,1969.

38.


Приложение


Сейчас читают про: