- Фонетический дефект-искажается произношение звуков и слышится звук,не характерный для данного языка(не отражается на письме)Класифицируется как антропофонические по Рау.
- Фонематический дефект-изолированные нарушения замена и смешение.Нарушается система языка.
Искажения-заканчиваются на «изм»,замена и смешение-начинается на «пара»
Бавают:
-сигматизмы(парасигматизмы)- нарушения произношения свистящих и шипящих звуков(Губно-зубной,межзубной,призубной,шипящий,боковой,носовой)
-ламбдацизмы(параламбдацизмы)- нарушения произношения сонорных звуков л, ль(Губно-губной,губнозубной,межзубной)
-ротацизмы(параротацизмы)- нарушения произношения сонорного звука р, рь(Губно-губно,одноудврный,боковой,велярный,увелярный,носовой)
-йотацизмы,парайотацизмы-нарушение звука й.
Методика обследования речи при дислалии.
Основная цель-определение структуры дефекта,опред психофизич и соц условий развития личности.
Основные принципы обслед.
Комплексность и всесторонность(разными специалистами,врачами,педагогами,психологами.)
Целостность и конкретность (выяснить не только какой компанент речевой деятельности нарушен,но и какова его взимосвязь и другими компанентами.)
Индавидуальный подход.
Изучение в процессе обучения(метод наблюдения)
Выявление положительных возможностей.
При своевременном выявлении речевой патологии возможен благополучный прогноз развития произносительной стороны речи.