Краткое содержание. 1. Денежный оборот подразделяется на безналичный оборот и наличноденежный оборот

1. Денежный оборот подразделяется на безналичный оборот и наличноденежный оборот. Наличноденежный оборот или денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков (банковские билеты, казначейские билеты, металлическая монета).

2. Функции управления, организации и контроля за денежным оборотом РФ выполняет Центральный банк РФ.

3. Сфера использования наличных денег связана с получением и реализацией доходов населения, незначительный удельный вес приходится на расчёты наличными деньгами между предприятиями.

4. Наличные деньги совершают движение по определённой схеме. Каждый этап движения регулируется посредством законов и банковских правил.

5. Роль Центрального банка РФ в организации денежного обращения состоит в следующем: 1) разработка правил, единых требований для всех участников денежного обращения; 2) определение потребности территории в наличных деньгах; 3) своевременное удовлетворение данной потребности; 4) контроль за физическим состоянием массы денежных знаков; 5) контроль за купюрным составом массы билетов и монеты; 6) контроль банков по организации денежного обращения.

6. Удовлетворение потребности в наличных деньгах хозяйствующих субъектов осуществляется коммерческими банками. Деятельность банков по приёму, пересчёту и выдаче наличных денег относится к кассовым операциям.

7. Хозяйствующие субъекты используют наличные деньги для выплат заработной платы, пособий, стипендий и т.д. Для приёма, хранения и выдачи наличных денег у них должны быть кассы. Деньги в кассу могут поступать либо как часть выручки предприятия от кредитной организации, либо при осуществлении расчётов с населением за проданные товары. В кассе наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, установленных банками. Предприятия могут использовать наличные деньги на цели, установленные правовыми актами.

8. Из касс предприятия деньги поступают прежде всего населению. Далее, в виде торговой выручки деньги возвращаются в кассы кредитной организации. Превышение лимита операционной кассы банка подлежит сдаче в оборотную кассу центрального банка. Превышение лимита оборотной кассы передаётся в резервный фонд билетов и монеты.

9. Наличные деньги начинают и заканчивают своё движение в центральном банке, тем самым реализуется монопольное право банка по контролю и регулированию денежного обращения в стране.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы сферы денежного оборота?

2. Что понимается под денежным обращением?

3. Определите сферы использования наличных денег?

4. Каковы стадии движения наличных денег?

5. Какова роль Банка России в организации денежного обращения?

6. Что понимается под прогнозированием денежного обращения? Каков его механизм?

7. В чём состоит содержание кассовых операций кредитных организаций?

8. Каковы основные правила соблюдения кассовой дисциплины предприятиями?


Глава 6. Основы организации безналичного денежного оборота

6.1. Система безналичного оборота, основные элементы

Основой взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой выступают расчёты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Преобладающей формой погашения долговых обязательств является безналичная. Безналичный денежный оборот осуществляется посредством записей по счетам плательщиков и получателей средств в банках либо путём зачёта взаимных требований.

Безналичный денежный оборот играет важную роль в экономике, которая проявляется в следующем:

- способствует более рациональной организации денежного оборота, что позволяет сконцентрировать в банках все временно свободные денежные средства и сформировать кредитные ресурсы;

- сокращает расходы, связанные с издержками обращения, за счёт сокращения потребности в наличных деньгах, их печатанием, перевозкой, пересчётом, хранением;

- разграничение наличноденежного и безналичного оборотов позволяет обеспечить чёткую организацию эмиссионно-кассовой работы банков;

- создаёт возможность осуществления банковского контроля за обоснованностью платежей и налогового контроля за полнотой учёта выручки от реализации, правильным определением налогооблагаемой базы и своевременным осуществлением платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, обеспечивает взаимный контроль контрагентов за выполнение своих договорных обязательств;

- способствует ускорению платежей при правильной их организации за счёт использования телеграфных переводов и электронных форм расчётов;

- создаёт возможность организации международных валютно-расчётных отношений, осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте, за полнотой поступления валютной выручки экспортёров, правильным проведением конверсионных операций, обязательной продажей части валютной экспортной выручки на внутреннем валютном рынке РФ;

- обеспечивает лучшую сохранность денежных средств юридических и физических лиц на счетах в банках.

Безналичный оборот организован по определённой системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, форм и способов расчётов и связанного с ними документооборота. Таким образом, к элементам системы безналичного оборота можно отнести следующие: 1) принципы организации; 2) источники платежа; 3) способ платежа; 4) очередность платежа; 5) виды счетов; 6) формы расчётов.

Организация безналичного оборота базируется на следующих принципах:

- осуществление расчётов и платежей регулируется посредством законов и банковских правил.

К главным законодательным источникам относят: Гражданский кодекс РФ, часть вторая, глава 45 «Банковский счёт», глава 46 «Расчёты»; Закон РФ «О Центральном банке (Банке России)» от 27.06.02г., глава 12 «Организация безналичных расчётов»; Положение ЦБ РФ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчётах в Российской Федерации»; Положение ЦБ РФ от 01.04.2003г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации».

- осуществление безналичных расчётов производится по счетам, открываемым банками клиентам для хранения и перевода средств.

Для расчётного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счёта. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчётных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия. Кредитные организации для проведения расчётов между собой открывают корреспондентские счета друг у друга (договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке — в учреждениях Банка России (договор на расчётное обслуживание банка);

- бесперебойное осуществление платежей.

Проведение расчётов должно предполагать наличие экономической самостоятельности клиентов и их материальной ответственности за свои действия. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств;

- перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия (акцепта).

Это даёт возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от оплаты (акцепта).

Данный принцип реализуется путём применения: либо соответствующего документа владельца счёта на списание средств (платёжное поручение, чек), либо специального акцепта документов, выписанных получателем средств (платёжные требования).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств — на основании исполнительных листов, выданных судами по взысканию недоимок по налогам, некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги;

- срочность платежа, т.е. осуществление расчётов строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах.

Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счёте к платёжному кризису.

Принцип срочности относится не только ко времени оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения банками услуг по проведению расчётных операций;

- наличие права свободного выбора предприятиями форм расчётов и закрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороны банка не допускается;

- установление очерёдности списания со счёта клиента денежных средств в случае их недостатка для осуществления всех платежей.

Все принципы безналичного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчётной и платёжной систем предъявляемым требованиям: своевременности, надёжности, эффективности.

Источниками совершения платежа могут выступать собственные средства предприятий, физических лиц, бюджетные ассигнования, кредиты других предприятий и кредиты коммерческого банка.

Способ платежа — порядок его осуществления, определяющий последовательность и характер перечисления средств с одного счёта на другой в процессе расчётов. Он включает время совершения платежа, степень его гарантированности, источник и полноту платежа, последовательность движения средств по счетам.

Существуют следующие основные способы платежа:

- путём списания средств со счёта плательщика с последующим их зачислением на счёт получателя (поставщика);

- платежи с предварительным депонированием средств (в банке поставщика);

- платежи за счёт средств банка с последующим возмещением плательщиком;

- путём зачёта взаимных требований предприятий и перечисления сальдо незачтённой суммы.

Источниками платежа являются собственные и заёмные средства.

Степень полноты платежа предусматривает платёж в полной сумме (глобальный платёж), платёж путём перечисления части суммы (частичный платёж), оплату каждой конкретной услуги и поставки товара, укрупнённый периодический платёж за поставляемые товары и услуги.

Время платежа предполагает следующие варианты его совершения: до отгрузки товара и оказания услуг (предоплата, авансирование); оплату после отгрузки продукции или одновременно с ней; оплату после получения и приёмки товара покупателем; оплату товаров и услуг через определённый период времени, оговорённый в расчётном документе. Разновидностью последней является консигнация, т. е. совершение платежа после реализации покупателем полученного от поставщика товара.

Степень гарантированности платежа предполагает следующие формы гарантий: депонирование средств в банке поставщика, предоплата или авансирование поставщика, гарантия банка, банковский кредит, гарантия и поручительства третьих лиц.

В процессе осуществления расчётных операций часто возникает ситуация, когда остатка денежных средств на расчётном счёте предприятия недостаточно для удовлетворения имеющихся претензий со стороны поставщиков, бюджета. Возникает проблема, какие платежи производить в первую, вторую и т. д. очередь. Для обеспечения единого подхода, избежания дискриминации тех или иных предприятий и организаций устанавливается очерёдность платежей. Существуют целевая, календарная, календарно-целевая и преференциальная (по усмотрению плательщика) очерёдности. Первая предусматривает выбор и регламентацию последовательности совершения платежей в зависимости от их экономического содержания и назначения: выплата заработной платы, платежи в бюджет, за товарно-материальные ценности, по ссудам, штрафы и т.п. Вторая предполагает регламентацию последовательности совершения платежей в зависимости от срока возникновения претензий к расчётному счёту: претензии более ранних сроков должны быть оплачены в первую очередь и т.д. Третья предусматривает оплату одних платежей в целевой зависимости, других — в зависимости от срока возникновения претензий. При преференциальной очерёдности клиент самостоятельно определяет требования, по которым платежи производятся в первую очередь и т. д.

Вопрос об очерёдности платежей с расчётных и текущих счетов предприятий и организаций достаточно длительное время является дискуссионным, поскольку в данной проблеме переплетаются интересы различных хозяйствующих субъектов, затрагивающие не только социальные, но и политические аспекты. К ним относятся интересы государства по полному и своевременному формированию доходов федерального бюджета, внебюджетных фондов; доходов местных бюджетов; предприятий-плательщиков и их коллективов по своевременной и полной выплате заработной платы; предприятий-поставщиков по своевременному и полному получению денежной выручки от реализации продукции; коммерческих банков по полному возврату кредита и уплате процентов за пользование им и др. Поэтому в зависимости от той или иной экономической или внутриполитической ситуации в стране в целом, в отдельных сферах экономики вопросы очерёдности платежей решались по-разному, причём вносимые в очерёдность изменения не всегда приводили к ожидаемому положительному результату.

До 1988 г. в СССР действовала целевая очерёдность платежей. Предусматривалась внеочередная выдача средств предприятиям на неотложные нужды. Удовлетворение претензий внутри каждой группы производилось в порядке календарной очерёдности либо в порядке наступления срока платежа. После отмены целевой очерёдности с 1988 по июль 1992 г. в стране действовала календарная очерёдность платежей, с июля 1992 г. по октябрь 1993 г. — преференциальная, с 1993 по 1996 г. — календарно-целевая (в первую очередь — платежи в бюджет и внебюджетные фонды, остальные — в порядке календарной очередности).

В связи с введением в действие с 1 марта 1996 г. второй части ГК РФ и определением в нём целевой очерёдности списания средств с банковских счетов (ст.855) Центральный банк РФ установил порядок проведения операций по банковским счетам:

1. Об изменении порядка очередности платежей с расчётных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц. Письмо ЦБ РФ от 01.03.96г. №245.

2. О внесении изменений и дополнений в письмо ЦБ РФ от 01.03.96г. №245. Письмо ЦБ РФ от 03.09.96г. №322.

3. О внесении изменений в нормативные акты ЦБ РФ. Указания ЦБ РФ от 26.12.97г. №105-у.

4. О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций. Положение ЦБ РФ от 01.03.96г. №244.

Списание денежных средств со счёта осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента. Без него проведение этого процесса допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.

При наличии на расчётных, текущих, бюджетных счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счёту, списание этих средств со счёта производится в календарной очерёдности по срокам платежа, указанным в расчётных документах, если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счёте для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очерёдности:

- в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счёта для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа1);

- во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (группа 2);

- в третью очередь по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ (группа 3);

- в четвёртую очередь по платёжным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (группа 4);

- в пятую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа5);

- в шестую очередь по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности (группа 6).

Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов или наступления сроков платежа. Выдача денежных средств на неотложные нужды не производится.

При предоставлении в кредитную организацию платёжных документов по перечислению средств (получению платежа) в специальных графах клиенты проставляют очерёдность платежей в соответствии с установленной очерёдностью.

Для проведения расчётов и учёта собственных и заёмных средств хозяйствующим субъектам и населению открываются в банках различные счета:

- расчётный счет — открывается хозяйствующим субъектам, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах коммерческого расчёта;

- текущий счёт — открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчёта (благотворительные, религиозные, общественные организации), и филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций, а также физическим лицам. Текущий счёт позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда, административными расходами и совершением расчётов физического лица;

- бюджетный счёт – открывается предприятиям и организациям, состоящим на бюджете, для целевого использования бюджетных средств;

- депозитный счёт – открывается предприятиям, организациям и населению для хранения их временно свободных средств в течение определённого времени;

- валютный счёт – открывается субъектам хозяйствования для хранения валютных средств и проведения расчётов в иностранной валюте;

- ссудный счёт — это счёт, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов.

Безналичные расчёты за товары и услуги, а также расчёты по финансовым обязательствам осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчётных документов.

Формы расчётов — это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций.

В соответствии с действующим российским законодательством применяются следующие формы безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями; расчёты по аккредитиву; расчёты чеками; расчёты по инкассо.

6.2. Формы безналичных расчётов

Применение той или иной формы безналичных расчётов, принцип её выбора при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчётов определяется: 1) характером хозяйственных связей между контрагентами; 2) особенностью поставляемой продукции и условиями её приёмки; 3) местонахождением сторон сделки; 4) способом транспортировки грузов; 5) финансовым положением юридических лиц; 6) степенью доверия партнёров.

Правильный выбор формы расчётов поставщиком обеспечивает ускорение и гарантию получения денежной выручки. Для плательщика это означает ускорение и гарантию получения товара.

В современных условиях формы расчётов определяются контрагентами самостоятельно и фиксируются в хозяйственных договорах.

Расчёты платёжными поручениями — это форма расчётов, при которой плательщик представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий поручение о перечислении определённой денежной суммы со своего счёта на счёт получателя средств в срок, предусмотренный в законодательстве, или в более короткий срок, установленный по договору с банком.

Платёжные поручения могут использоваться при расчётах по товарным и нетоварным операциям.

В расчётах за товары и услуги платёжные поручения используются в следующих случаях: за полученные товары и оказанные услуги; в порядке предварительной оплаты товаров и услуг; для осуществления плановых платежей, используемых при постоянных связях покупателей с продавцами; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям.

Все нетоварные операции совершаются платёжными поручениями. Платёжные поручения применяются при платежах в бюджет и внебюджетные фонды, погашении банковских ссуд и процентов по ссудам, уплате пени, штрафов, размещения депозитов.

Платёжное поручение принимается банком независимо от его суммы и наличия средств на счёте плательщика, а исполняется при наличии на его счёте денежных средств. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, платёжные поручения помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

       
 
Плательщик
 
Получатель

               
       
 
 


1 4 3 5

Банк получателя
Банк плательщика

Рисунок 3 — Схема документооборота при расчётах платёжными поручениями

1 – плательщик даёт в своё учреждение банка платёжное поручение, а банк его принимает; 2 – банк списывает деньги со счёта плательщика и передаёт их вместе с поручением в банк получателя для зачисления на его расчётный счёт; 3 – банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счёт деньги на счёт получателя; 4 – плательщик получает в виде выписки со своего счёта подтверждение о списании денежных средств с его счёта и перечислении получателю; 5 – банк сообщает покупателю в виде выписки из расчётного счёта подтверждение о зачислении на его расчётный счёт денежных средств.

Преимущество расчётов платёжными поручениями заключается в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров и услуг.

Расчёты по аккредитивам. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение исполняющего банка.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменён банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств и без каких-либо обязательств перед ним.

Безотзывным считается аккредитив, который не может быть изменён или аннулирован без согласия получателя средств. Разновидностью безотзывного аккредитива является подтверждённый аккредитив. Исполняющий банк подтверждает безотзывный аккредитив по просьбе банка-эмитента, т.е. он принимает на себя наряду с эмитентом обязательства по аккредитиву.

Аккредитив должен содержать указания на его вид и предназначаться для расчётов с одним получателем средств.

Получив извещение об открытии аккредитива, поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя. Для получения средств по аккредитиву он представляет в исполняющий банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых банк проверяет выполнение поставщиком всех условий аккредитива, и только после этого производится платёж в безналичном порядке. Извещение о произведённом платеже и соответствующие товарно-транспортные документы отсылаются банку-эмитенту для вручения плательщику.

Покупатель
Поставщик
4

                   
     
       
 


6 3 8

Банк эмитент
5 2 1

  Исполняющий банк
1

7

Рисунок 4 — Схема документооборота при расчётах аккредитивами

1 – покупатель представляет в банк-эмитент аккредитив;

2 – банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через исполняющий банк поставщику; 3 – исполняющий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу; 4 – поставщик исполняет договорные обязательства по поставке продукции покупателю; 5 – поставщик оформляет и представляет в исполняющий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву; 6 – исполняющий банк зачисляет сумму на расчётный счёт поставщика; 7 – исполняющий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов. Банк-эмитент проверяет отгрузочные документы и считает договор по аккредитиву исполненным.

Преимущество аккредитивной формы расчётов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров, недостаток её — отвлечение из оборота покупателя средств, т.к. он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Расчёты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю.

Участники отношений при чековой форме расчётов:

- чекодатель — лицо, выписавшее чек;

- чекодержатель — любое юридическое или физическое лицо, являющееся законным владельцем выписанного чека;

- плательщик — банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков.

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения, документооборот определяются законодательством и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. В настоящее время расчёты чеками проводятся только при наличии между банками прямых корреспондентских отношений.

Чекодатель
Чекодержатель
3

Банк чекодержателя
Банк чекодателя

1 4

5

6

Рисунок 5 — Схема документооборота при расчёте чеками

1 – чекодатель подаёт заявление в банк о выдаче ему чека или чековой книжки и передаёт платёжное поручение на депонирование денежных средств для оплаты чеков (возможна оплата за счёт средств расчётного счёта); 2 – банк чекодателя заполняет обязательные для банка реквизиты чека (наименование чекодателя, номер счёта чекодателя, наименование банка) и передаёт его чекодателю; 3 – чекодатель за выполненный объём работ передаёт чек чекодержателю; 4 – чекодержатель отдаёт заполненный чек в свой банк; 5 – банк чекодержателя пересылает чек в банк чекодателя, который их оплачивает при наличии средств на счёте; 6 – банк чекодателя пересылает деньги в банк чекодержателя, который зачисляет их на расчётный счёт чекодержателя.

Различают чеки именные, предъявительские и ордерные.

Именной чек выписывается на определённое лицо и не подлежит передаче.

Чек на предъявителя передаётся от одного лица другому путём простого вручения.

Ордерный чек может передаваться посредством передаточной надписи (индоссамента). Индоссамент может быть именным, если в нём указано лицо, которому передаётся чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Количество индоссаментов не ограничено.

Платёж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля, который проставляется на лицевой стороне чека с указанием, кем и на кого он дан. Аваль — это дополнительная гарантия того, что платёж будет осуществлён.

С точки зрения инкассации (получения денег) чеки подразделяются на денежные и расчётные.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на зарплату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д.

Расчётные чеки применяются для безналичных расчётов. При платежах за товары и оказанные услуги используются чеки, оплачиваемые за счёт средств, которые предварительно депонируются клиентом-чекодателем на отдельном банковском счёте. Для получения чековой книжки предприятие должно подать в обслуживающий его банк заявление по установленной форме, а также платёжное поручение на перечисление средств с его расчётного счета на отдельный счёт «Расчётные чеки». Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки. Чек подлежит оплате после предъявления его плательщику в течение 10 дней.

Расчёты по инкассо. Расчёты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчётов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчёты по инкассо осуществляются на основании платёжных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платёжные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств к счёту плательщика через банк, обслуживающий получателя средств.

Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. Платёжные требования применяются при расчётах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Плательщик
Получатель средств
1

2 4

  Банк исполняющий
  Банк- эмитент
3

Рисунок 6 — Схема документооборота при расчётах платёжными требованиями,

оплачиваемыми с акцептом плательщиков

1 – поставщик отгружает продукцию покупателю; 2 – получатель средств представляет в банк платёжное требование; 3 – платёжное требование доставляется в исполняющий банк и помещается в картотеку по счёту «Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения документа об акцепте от плательщика либо наступления срока платежа; 4 – оплата платёжного требования со счёта плательщика; 5 – перевод средств в банк-эмитент; 6 – сообщение получателю средств о зачислении средств на его банковский счёт.

Срок для акцепта платёжных требований определяется сторонами по основному договору. Срок для акцепта должен быть до пяти рабочих дней.

Платёжные требования помещаются исполняющим банком в картотеку расчётных документов, ожидающих акцепта для оплаты до получения акцепта от плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта.

Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк соответствующий документ об акцепте платёжного требования либо отказа полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре.

Плательщик может предоставить исполняющему банку право оплачивать платёжные требования любых или указанных кредиторов (получателей средств), при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта.

При неполучении в установленный срок заявления об акцепте платёжное требование после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием «Не получено согласие на акцепт».

Расчёты платёжными требованиями без акцепта плательщика осуществляются в случаях:

а) предусмотренных законодательством;

б) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предостав-ления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счёта плательщика без его распоряжения.

Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк: а) сведения о получателе средств, который имеет право выставлять платёжные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке; б) наименование товаров, работ и услуг, за которые будут производиться платежи; в) дату, номер и пункт основного договора, предусматривающий право безакцептного списания.

При отсутствии в платёжном требовании указания получателя средств «без акцепта» оно подлежит оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Инкассовое поручение является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; 2) для взыскания по исполнительным документам; 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика права на списание денежных средств со счёта плательщика без его распоряжения.

В инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий случай его применения. Срок исполнения инкассового поручения — три дня. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счёте должника для удовлетворения требований взыскателя банк помещает инкассовое поручение в картотеку по счёту «Расчётные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления средств в очерёдности, установленной законодательством.

Плательщик
Получатель средств

1 3

  Банк исполняющий
  Банк- эмитент
2

Рисунок 7 — Схема документооборота при расчётах инкассовыми поручениями

1 – взыскатель представляет в банк инкассовое поручение; 2 – инкассовое поручение доставляется в исполняющий банк; 3 – оплата инкассового поручения со счета плательщика; 4 – перевод средств в банк-эмитент; 5 – зачисление средств на банковский счёт взыскателя.

Осуществление безналичных расчётов физическими лицами в валюте Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 01.04.2003 г. № 222–П «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации».

Под физическими лицами согласно Положения понимаются граждане, безналичные расчёты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Безналичные расчёты осуществляются физическими лицами через кредитные организации (банки):

- по текущему счёту;

- по переводу денежных средств без открытия банковского счёта;

- по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада.

Текущий счёт — это банковский счёт, открываемый физическому лицу в банке на основании договора банковского счёта, предусматривающего совершение расчётных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При осуществлении безналичных расчётов по текущим счетам могут применяться следующие формы безналичных расчётов: расчёты платёжными поручениями, расчёты по аккредитиву, расчёты чеками, расчёты по инкассо. Источниками платежа по расчётным документам могут выступать как собственные средства физического лица, так и средства банка (если это предусмотрено договором).

Без открытия банковского счёта осуществляются операции по переводу принятых от физических лиц денежных средств, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности в пользу юридических и физических лиц. Банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица.

Осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится с использованием поручений. Режим вклада в этом случае должен предусматривать возможность совершения приходно-расходных операций безналичным порядком.

6.3. Организация межбанковских расчётов

Основой безналичных расчётов являются межбанковские расчёты. Система безналичных межбанковских расчётов регулируется Центральным банком РФ, правовой режим её функционирования регламентируется Положением ЦБ РФ о безналичных расчётах в Российской Федерации, от 03.10.2002 г. №2-П. Ч. II, III.

Расчётные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчётов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчётные операции; 4) счетов межфилиальных расчётов, открытых внутри одной кредитной организации.

Основной объём расчётных операций кредитных организаций осуществляется по их корреспондентским счетам, открытым в Банке России. Для их проведения Банком России в 1992 г. была создана широкая сеть расчётно-кассовых центров (РКЦ). Для осуществления расчётов каждая кредитная организация открывает в РКЦ по месту своего нахождения один корреспондентский счёт. Расчётные отношения между кредитными организациями и Банком России регулируются договором корреспондентского счёта. Договор счёта определяет порядок расчётного обслуживания, права и обязанности кредитной организации и Банка России; способ обмена расчётными документами; порядок оплаты за оказываемые Банком России расчётные услуги; ответственность сторон за исполнение обязательств по договору.

Для открытия корреспондентского счёта кредитная организация представляет в РКЦ: заявление на открытие счёта; копию лицензии на осуществление банковских операций; копии учредительных документов; копию выписки о перечислении средств с временного накопительного счёта на основной корреспондентский счёт; кандидатуры руководителя и главного бухгалтера; свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе; справку о постановке на учёт в Фонде обязательного медицинского страхования; извещение страхователя Фонда социального страхования; карточку с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и уполномоченных должностных лиц; письмо о постановке на учёт в Едином государственном регистраторе предприятий и организаций.

Операции по корреспондентским счетам осуществляются на основании расчётных документов на бумажных носителях или в электронном виде.

Кредитная организация представляет в РКЦ сводное платёжное поручение, которое является письменным распоряжением кредитной организации-плательщика о списании с корсчёта суммы денежных средств. Сводное платёжное поручение представляется отдельно по каждому виду платежа и по каждой группе очерёдности.

Приём расчётных документов Банком России осуществляется независимо от остатка средств на счёте кредитной организации. При достаточности денежных средств на корреспондентском счёте для удовлетворения всех предъявленных требований списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счёта. При недостаточности денежных средств операции по списанию средств осуществляются в соответствии с очерёдностью, установленной законодательством. Расчётные документы помещаются в картотеку неоплаченных расчётных документов к корреспондентскому счёту.

Подтверждение совершения операции (списание или зачисление средств на корсчёт) осуществляется выпиской из корреспондентского счёта, выданной РКЦ. При получении выписки из корреспондентского счёта кредитная организация зачисляет денежные средства клиенту.

Платёж, осуществляемый кредитной организацией через РКЦ, считается: а) безотзывным — после списания средств с корсчёта; б) окончательным — после зачисления средств на счёт получателя.

Основанием для закрытия корсчёта в РКЦ является расторжение договора счёта.

Сущность порядка организации межбанковских расчётов проявляется в принципах его организации:

- платежи по корреспондентским счетам кредитных организаций осуществляются при наличии и в пределах денежных средств по ним;

- операции по корреспондентским счетам совершаются только на основании предоставляемых банками сводных платёжных поручений и прилагаемой к ним описи расчётных документов;

- в процессе осуществления расчётных операций должны обеспечиваться синхронность и тесная взаимоувязка в проведении соответствующих сумм по балансам банков и обслуживающих их расчётных центров;

- средства зачисляются банками на счета клиентов при условии проведения соответствующих операций по их корреспондентским счетам в расчётных центрах;

- расчёты между банками считаются завершёнными только при условии отражения их сумм по корреспондентским счетам;

- контроль за правильностью совершения расчётов между хозорганами осуществляют банки;

- контроль за правильностью и полнотой завершения расчётов между банками осуществляют расчётные центры центрального банка.

Для осуществления платежей и расчётно-кассового обслуживания клиентов банки по поручению друг друга устанавливают между собой отношения, получившие название корреспондентских, а их участники банков-корреспондентов.

Корреспондентские межбанковские операции — это всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, которое основывается на корректном, честном выполнении взаимных поручений. Иными словами, предметом корреспондентского дела является отношение между двумя банками, связанными между собой деловыми отношениями.

Необходимость установления корреспондентских отношений прежде всего связана с предоставлением услуг клиентам банков. В мировой практике операция, основывающаяся на обслуживании клиентов, получила название «базисной» операции. Базисная операция представляет собой осуществление платежей по корреспондент-скому счёту банка-респондента, ведущегося в банке-корреспонденте. Другой причиной установление между банками корреспондентских отношений является проведение собственных операций банков (межбанковские операции). Формами межбанковских операций являются: 1) операции по купле-продаже иностранной валюты; 2) краткосрочные кредитные операции; 3) образование вкладов; 4) хранение ценных бумаг; 5) клиринговые расчёты.

Взаимоотношения между кредитными организациями при осуществлении расчётных операций по корреспондентским счетам оформляются соответствующим соглашением — договором корреспондентского счёта, заключённого между сторонами.

В нём предусматриваются: 1) порядок установления одной календарной даты перечисления платежа при проведении расчётных операций; 2) правила обмена документами (на бумажных носителях, в виде электронного документа); 3) обязательства банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчётной операции для её отражения по корреспондентскому счёту в банке-респонденте одной датой; 4) обязательства банка-респондента по пополнению корреспондентского счёта для оплаты расчётных документов; 5) кредитование счёта банком-корреспондентом; 6) условия расторжения договора.

Для осуществления межбанковских корреспондентских отношений используются счета «ЛОРО» и «НОСТРО». Счёт «ЛОРО» — это счёт банка-респондента в банке-корреспонденте. Счёт «НОСТРО» — это счёт банка-корреспондента в банке-респонденте.

Операции по списанию денежных средств с корреспондентского счёта «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платёжному поручению банка-респондента.

Основанием для осуществления расчётных операций по корсчёту в банке-отправителе являются расчётные документы клиента по собственным операциям банка-респондента и составленное на их основе платёжное поручение, а в банке-исполнителе — экземпляр платёжного поручения банка отправителя и приложенные к нему расчётные документы клиентов, и по собственным операциям банка-отправителя.

Закрытие корреспондентского счёта производится при расторжении договора.

Другим способом осуществление межбанковских расчётов является осуществление платежей путём взаимозачёта платёжных обязательств и требований банка через клиринговое учреждение.

Клиринговое учреждение — небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России: а) обмен платёжными документами между банками-участниками; б) расчёт чистых позиций банков-участников1. Главной отличительной особенностью клиринговых центров (расчётных палат) перед обычными банками является наличие специальной лицензии Банка России, которая не даёт им права производить кредитные операции, что позволяет обеспечивать надёжность проведения платежей через небанковские кредитные организации. Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков и несёт ответственность:

- за правильность расчётов чистых позиций банков-участников;

- своевременное отражение чистых позиций по их счетам в клиринговом учреждении;

- дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счёту, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.

Основным направлением деятельности расчётных палат является проведение региональных и внутрирегиональных расчётов. Для ускорения проведения платежей банки вступают в корреспондентские отношения с расчётными палатами. Возникает схема, при которой взаимозачёт производится между банками-корреспондентами в расчётных центрах.

Существует несколько концепций клиринговых схем:

- двусторонний взаимозачёт без централизованного контроля за величиной чистых позиций с самостоятельным подкреплением корреспондентских счетов;

- двусторонний взаимозачёт с централизованным контролем за величиной чистых позиций;

- двусторонний взаимозачёт с депонированием обеспечения в клиринговом центре;

- многосторонний взаимозачёт с предварительным депонированием денежных средств на счетах участников в клиринговом учреждении;

- многосторонний взаимозачёт без предварительного депонирования денежных средств на счетах участников в клиринговом учреждении;

- внутрибанковский взаимозачёт. Одногородние межфилиальные расчёты. Расчёты между учреждениями банка.

Общими чертами данных схем являются наличие единого вычислительно-коммуникационного блока в клиринговой палате, контроль клиринговой палаты за электронно-цифровым платёжным документооборотом, поддержка и обслуживание всех технических решений. Клиринговые схемы существенно уменьшают (за счёт процедуры взаимозачёта) потребность в величине остатков на ностро-счетах участников без снижения объёмов проводимых платежей.

На территории Российской Федерации в настоящее время работают следующие небанковские кредитные организации (клиринговые палаты): Банковские информационные технологии, г. Тула; Биржевой расчётный центр, г. Москва; Городской расчётный цент, г. Курган; Лукойл расчётная электронная палата, г. Москва; Межбанковский расчётный центр, г. Владивосток; Международная расчётная палата, г. Москва; Межрегиональный расчётный центр, г. Москва; Московский клиринговый центр, г. Москва; и др.

Расчётные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, между филиалами внутри кредитной организации осуществляется через счета межфилиальных расчётов. По счетам межфилиальных расчётов подразделения кредитной организации проводят платежи по всем банковским операциям.

При отсутствии корреспондентского субсчёта в Банке России и корреспондентских счетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчётные операции через счета межфилиальных расчётов, открытые в подразделениях кредитной организации.

Расчёты внутри кредитной организации регулируются Положением о филиале и Правилами построения расчётной системы кредитной организации. Внутрибанковские правила оформляются отдельным документом, который должен содержать следующее: 1) порядок открытия, закрытия и пополнения счетов межфилиальных расчётов; 2) процедуру идентификации каждого участника расчётов; 3) порядок документооборота; 4) порядок перераспределения денежных средств между подразделениями кредитной организации; 5) порядок урегулирования взаимной задолженности; 6) другие вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: