Методика определения суммы постоянных и переменных затрат. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Тема 7 Анализ себестоимости-4 часа

Методика определения суммы постоянных и переменных затрат. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Анализ затрат на 1 рубль ТП

Анализ себестоимости отдельных видов продукции

Анализ прямых МЗ. Анализ прямых трудовых затрат

Анализ косвенных затрат

Определение резервов снижения себестоимости продукции

Методика определения суммы постоянных и переменных затрат. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производст­во и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производст­ва и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработ­ная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате, расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции прихо­дится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достиже­нии максимума объема производства продукции на имеющихся про­изводственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма по­стоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

Z = a+bx,

где Z — сумма затрат на производство продукции;

а — абсолютная сумма постоянных расходов;

b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

х — объем производства продукции (услуг).

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показан на рис. 1.

На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат — сумма постоянных и переменных затрат

Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Для эффективного управления процессом формирования себе­стоимости продукции очень важно правильно определить сумму по­стоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы:

1 Минимаксный метод можно применять при наличии сезонных колебаний объемов производства и информации о минимальном и мак­симальном объеме продукции (х1 и х2) и соответствующих им общих затратах (Z1 и Z2). Учитывая, что колебание объемов производства вызывает изменение только переменной их части, можно определить переменные затраты на единицу продукции (b):

где х12) – минимальный (максимальный) - объеме продукции;

Z1 (Z2) - соответствующие общие затраты объему продукции;

Узнав переменные затраты, можно подсчитать сумму постоянных затрат:

a=Z2-bx2

2 Графический метод нахождения суммы постоянных затрат.

На графике откладываются две точки, соответ­ствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства.

Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая будет одинаковой как для максимального, так и для минимального объема производства.

3 Статистический, основанный на корреляционно-регрессион­ном анализе. Сумму постоянных затрат в уравнении связи (Z= а + bх) можно определить и с помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая выборка данных о затратах и выпуске продукции.

4 С елективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.

Анализ затрат на производство продукции предусматривает изучение динамики по сравнению с плановыми показателями общей суммы затрат, отдельных элементов затрат. Анализу подлежит структура затрат.

Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (Удi) уровня переменных затрат на единицу продукции (В) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: