1. Системное мышление – это опосредованное и обобщенное на основе принципа системности отражение окружающей действительности, связанное с реализацией системного подхода в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности человека.
Перечень используемых в данном пособии методов иприемов формирования умений и навыков системного мышления показан на рис.2.2.
Рассмотрение изучаемых объектов (предмета, явления, процесса и т.д.) как систем; |
Изучение состояния, функций и иных характеристик в прошлом, настоящем и будущем: - системы рассматриваемого объекта; - надсистемы, частью которой данная система является; - подсистем изучаемой системы; |
Системное структурирование, изучение и представление (в свернутой форме) информации о рассматриваемом объекте |
Системное изучение конкретной ситуации (метод СИКС) |
Иные известные или специально разработанные технологии, методы и приемы |
Анализ текста параграфа, главы, раздела учебника как системы; синтез и обобщение выявленной информации; представление выявленной информации в виде концептуальной модели системы изучаемого объекта; |
Выявление в текстах (учебном материале) и изучение включенных в них объектов, непосредственно не относящихся к предмету; |
|
|
Рис. 2.2. Перечень методов и приемов, используемых для формирования умений и навыков системного мышления
2. Целенаправленное и заинтересованное усвоение субъектом умений и навыков системного мышления будет способствовать:
эффективному освоению и формированию системы знаний, адекватной изучаемой науке;
целостному познанию окружающей действительности;
эффективной реализации целей и задач обучения (включая опережающее обучение);
повышению конкурентоспособности и мобильности субъекта обучения в современных условиях развития рынка и рыночных отношений;
эффективной реализации системного подхода в познавательной, научной, практической и иной осуществляемой и предстоящей деятельности;
иное.
3. Первым и необходимым условием формирования системного мышления является системный подход, реализуемый в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъектов образовательного процесса.
4. Для организации и осуществления обучения на основе системного подхода должны быть внесены соответствующие изменения в процесс обучения, воспитания и развития обучающихся.