double arrow

Рекомендации. 1. Для реализации цели и задач преемственного формирования умений и навыков системного мышления обучающихся


1. Для реализации цели и задач преемственного формирования умений и навыков системного мышления обучающихся, как условия их интеллектуального развития, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в учебные программы, содержание обучения и средства их реализации. Необходимо также вести разъяснительную работу с целью привлечения к данному процессу преподавателей различных дисциплин.

2. На первом этапе разрабатывается соответствующая программа формирования системного мышления обучающихся как условия их интеллектуального развития, которая согласовывается и утверждается в установленном порядке.

3. Осуществляется поиск, отбор, обобщение, необходимое преобразование существующих и разработка новых технологий, методов, приемов, средств, программного, научного и иного обеспечения формирования умений и навыков системного мышления.

4. Разрабатываются основные условия, правила, критерии и показатели формирования системных знаний, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической иной деятельности обучающихся. Разрабатываются также основные требования к мониторингу процесса и результатов обучения на основе системного подхода.

5. Обязательным условием эксперимента являются усвоение обучающимися соответствующих методологических знаний и умений, используемых системных методов и технологий, а также деятельности и действий, способствующих целостному познанию окружающей действительности.

6. Особое внимание уделяется формированию у субъектов обучения ориентировочной основы деятельности и действий, связанных с реализацией системного подхода в своей осуществляемой и предстоящей деятельности.

Как указал в своей работе В.Г.Афанасьев, «системные представления становятся важной чертой современного познания и практики управления, что ни одна область науки, практики управления не может обойтись без системных представлений, системного подхода, когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» [2.23].

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение системного мышления.

2. Зачем необходимо формировать системное мышление?

3. Что может способствовать формированию системного мышления.

4. Дайте свою характеристику системному мышлению.

5. Считаете ли вы возможным для себя формирование системного мышления? Если «да», то почему и каким образом?

Если «нет», то почему?

6. Самостоятельно разработайте критерии и уровни

формирования умений и навыков системного мышления в процессе

обучения.

7. Разработайте план формирования системного мышления в процессе изучения какой-нибудь дисциплины.

Литература

2.1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

2.2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. – 367 с.

2.3. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. – Алматы: Мектеп, 1984. – 134 с.

2.4. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для вузов / Под ред. З.А.Решетовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 344 с.

2.5. Решетова З.А. Психологические основы профессионального образования. – М.: Изд-во Московского университета, 1985. – 207 с.

2.6. Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 317 с.

2.7. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1978. –

128 с.

2.8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт -Петербург: Питер, 2000. – 720 с.

2.9. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы и ответы. Структурные схемы: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 367 с.

2.10. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

2.11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. –

528 с.

2.12.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии:

Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2.13. Новик И.Б. Системный стиль мышления. – М.: Знание, 1986. – 64 с.

2.14. Ганзен В.А. Системное мышление // Вестник СПГУ. Серия 6, 1992, вып.1 (№ 6). – С.78-84.

2.15. Д. О`Коннор, И.Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -256 с.

2.16. Медоуз Д.Х. Азбука системного мышления: Пер. с англ.;

под ред. Н.П.Тарасовой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 343 с.

2.17. Разумов О.С.,Благодатских В.А. Системные знания: концепция, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.

2.18. Ксенчук Е.В. Системное мышление. Границы ментальных моделей и системное видение мира. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. – 368 с.

2.19. Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2008. –

280 с.

2.20. Шрагина Л.И.Системное мышление в контексте педагогики и психологии. - htt:// psyfactor.org/lib/shragina3.htm.

2.21. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

2.22. Абдильдин Ж.М. Собрание сочинений в пяти томах. Том II. – Алматы: Өнер, 2000. – 448 с.

2.23. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 1981. – 180 с.


Сейчас читают про: