Причинно-следственная диаграмма часто называется также диаграмой Исикавы (по имени ее автора), диаграммой «причина-следствие», «рыбья кость», «рыбий скелет» (рис.6). Она позволяет выявить и систематизировать различные факторы и условия, оказывающие влияние на рассматриваемую проблему.
Рис.6. Причинно-следственная диаграмма
(где 1- проблема)
Основной целью методики является выявление проблемы и
структуризации причин ее возникновения. Чаще всего данная методика используется для работы в группе и является отправной точкой для последующего анализа. В голове рыбы - обозначается проблема. Причины, вызывающие проблему - обозначаются как ребра скелета рыбы. Наращивание скелета («приготовление рыбы») производится в несколько этапов, чтобы наиболее полно отразить все возможные варианты. После определения причин вызывающие проблему производится анализ каждой из них, сточки зрения важности.
Зависимость между процессом, представляющим собой систему причинных факторов и влияющих на качество, обозначим как – причины А, В, С и Д. Эти причины являются, в свою очередь, следствием других причин: А1, А2, … (для следствия А ); причин В1, В2,. .. (для следствияВ ) и т. д. Все они также обозначены стрелками, направленными к соответствующим следствиям. Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины G1.1и т. д.
Для составления причинно-следственной диаграммы необходимо отобрать максимальное число факторов, имеющих отношение к возникновнию проблемы. Наиболее эффективным считается групповой метод анализа причин, называемый «мозговым штурмом».
Причинно-следственная диаграмма позволяет обнаружить причины возникновения проблемы, которые можно устранить с помощью правильно подобранных мер и ввести процесс в стабильное состояние.
При использовании метода «мозгового штурма» основное внимание обращают на следующие моменты:
1) обеспечивается атмосфера, в которой каждый член группы свободно высказывает все, что он думает в отношении причин возникновения проблемы. Вышестоящие по служебной лестнице внимательно выслушивают, не оказывая на выступающего никакого давления;
2) в выступлениях не одобряются бесплодные разговоры, ценятся идеи и сознательное оперирование фактами;
3) лица, относяшиеся к руководящему составу, никогда не высказываются первыми, так как после выступления руководителя или ветерана простому рабочему (служащему) трудно свободно высказать свое мнение;
4) при составлении причинно-следственной диаграммы последней стрелкой среди причин обязательно следует обозначить «и прочие», так как всегда могут остаться неучтенные факторы.
Для структурирования и анализа полученных данных могут использоваться и иные графические методы.