Ученые установили

3. Фрейд считал, что нет непроизвольных обмолвок или случайно забытых событий. Если человек не помнит доклад, который должен вскоре читать, то это не случайно: либо он не хочет выступать пе­ред данной аудиторией, либо ему тема не по душе, но признаться в этом он не может или не хочет.

Некоторые эмоциональные впечатления человеку лучше за­быть. Нередко нас мучат кошмарные воспоминания. Профессор Р. Питмэн из Гарвардской школы медицины считает, что они абсо­лютно разрушительны и против воли возвращают нас в самые страшные минуты жизни, заставляя переживать ужас случивше­гося вновь и вновь. Избавить от них ничуть не менее важно, чем за­лечить настоящую рану. В 2005 г. американцы испытали новое ле­карство — пропранолол. Он обещает облегчение пережившим ава­рии, атаки террористов, войны — всем, кто страдает от синдрома посттравматического стресса. Пропранолол блокирует гормоны стресса — адреналин и кортизол, не позволяя им достигнуть участ­ка мозга, отвечающего за эмоциональную память. И останавливает образование протеина, который содержит информацию об испы­танных страхе, панике, шоке. Большая группа добровольцев испы­тывает лекарство на себе в клиниках США, Канады и Израиля. Ученые считают, что пропранолол не стирает память целиком, а лишь очищает ее от новых, слишком острых эмоций. Но не исклю­чают, что с его помощью можно воздействовать и на старые блоки памяти.

Образная память — способность запоминать образы предметов: зрительные (зрительная, или иконическая, память), слуховые (слуховая, или экоическая, память), вкусовые и др. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в вос­приятии запоминаемого материала, образная память подразделя­ется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Информация запоминается в виде образов определен­ной модальности.

Ни у одного человека все виды этой памяти не могут быть развиты на одинаково высоком уровне. Кто-то великолепно запоминает, у другого — абсолютный слух, а третий — что называется «ню­хач», отлично разбирающийся в запахах духов или вина. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Зрительная память — образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора.

Названий у зрительной памяти множество. Одно из них — фо­тографическая память. Она означает способность с исключитель­ной точностью, вплоть до мельчайших деталей, сохранять в памя­ти образы предъявляемых им предметов. Она необходима развед­чику, который, увидев телефонные или автомобильные номера, лицо подозреваемого человека, внешний вид здания, надолго запо­минает их и воспроизводит с удивительной четкостью.

Байрон знал наизусть все свои произведения. А японец Акира Харагучи, один из немногих людей, обладающих фотографической памятью, запомнил 83 431 цифру после запятой числа «пи». И все это благодаря фотографической памяти.

Такая память напоминает киноленту с покадровым воспроиз­водством. Чаще всего ею обладают дети, а с возрастом она гаснет. Вернее, информация никуда не уходит, а вот способность ее вытас­кивать пропадает. Предполагают, что такое забывание — меха­низм защиты от информационной перегрузки.

Доминирование того или иного вида образной памяти служит основой для профессиональной ориентации подростков: они выби­рают профессию в зависимости от того, к чему у них больше разви­ты способности и наклонности. О профессиональной ориентации речь зашла не случайно, поскольку образная память, как устано­вили психологи, лучше всего развита у детей, а взрослые могут по­хвалиться другим качеством — абстрактной, логической или се­мантической, памятью. Более того, это самый древний вид памяти, и в наибольшей степени он развит у животных.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлет­ворению биологических потребностей или потребностей, связан­ных с безопасностью либо самосохранением организма. Например мы помним запах газа, вкус острого перца, чувствуем горячие или холодные предметы и, зная, что они представляют опасность для нашего организма, стараемся их избегать.

Семантическая память хранит знания о мире и слова, с помощью которых обозначается знание предметов. У нее есть другое название: словесно-логическая память — совокупность психофи­зиологических процессов запоминания, сохранения и воспроизве­дения мыслей, понятий и словесных формулировок. Она обнару­жена только у человека (в отличие от эмоциональной, двигатель­ной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Без нее мы не могли бы запомнить, как выглядит кошка и чел' она отличается от коровы, собаки или слона. Испытуемому с нару­шенной семантической памятью показывали картинки с самыми разными животными: коровой, слоном, тигром, собакой, жирафом, кошкой и т. д. Когда его просили назвать увиденных животных, то оказалось, что он всех называет либо собакой, либо кошкой. Психо­лог поинтересовался, разве бывают у собаки такие полосы на шер­сти, и испытуемый утвердительно кивнул головой: да, сегодня ут­ром он видел именно такую собаку.

Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким об­разом, семантическая память служит своего рода каркасом для со­бытий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Видимо, на ее основе или при ее помощи формируется разум, кото­рый, как и семантическая память, организует наши знания в иерар­хическом порядке, двигаясь от общего к частному, от главного — к второстепенному. Так, например, тушканчика мы сначала отне­сем к животным, потом к отряду грызунов и только затем скажем, что он принадлежит к семейству мышиных. Испытуемому с на­рушенной памятью справиться с подобным упражнением не уда­ется.

Семантическая память считается разновидностью долговре­менной памяти либо формируется на ее основе. Она воссоздает смысл в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. В семантической памяти любое поня­тие выступает как «узел», который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с другими «узлами», образуя «семантическую сеть». Видимо, наш мозг обучается путем конструирования растущей сети понятий1.

По продолжительности сохранения информации процессы па­мяти подразделяются на три категории: сенсорную (обеспечиваю­щую сохранение большого объема информации, поступающей от органов чувств в течение 1—4 секунд), кратковременную (обс­луживающую оперативные процессы регистрации, удержания и преобразования данных, поступающих от органов чувств и длящу­юся несколько минут) и долговременную (длительное сохранение информации).

Модель первичной и вторичной систем памяти.

История двух видов памяти восходит к работам Уильяма Джем­са. В конце XIX в. У. Джемс выделил первичную и вторичную па­мять. Первичная память — это система кратковременного хране­ния. Вторичная память — система более длительного хранения. Он полагал, что природа памяти дихотомична: одна часть восприня­той информации поступает в память и затем теряется, а другая часть остается в памяти навсегда. Так возникли понятия кратко­временной памяти (КВП) и долговременной памяти (ДВП).

Уильям Джемс (1842—1910) — философ, врач, психолог; его представление о двойной памяти стало основой современных тео­рий памяти. Автор «Принципов психологии», 1890 г.

Емкость первичной памяти меньше, чем емкость сенсорной. Часть информации первичной памяти вытесняется (забывается) вновь поступающей информацией, часть переходит во вторичную память. Вторичная память имеет большую емкость и длительность Хранения. В отличие от первичной вторичная память организуется. На основе смыслового значения информации. Информация из первичной памяти извлекается с большой скоростью, из вторичной - медленнее из-за необходимости перебора различных вариантов.

Содержание первичной памяти составляют впечатления, не-посредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет пре­ходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные зна­ния. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной.

Сторонники двойственности памяти утверждают, что кратко­временная и долговременная память не являются проявлением единой памяти, поскольку не подчиняются единым законам. Про­водились различные эксперименты, где доказывался этот факт. I

Объем кратковременной памяти равен 7±2 структурные единицы или блока, каждый из которых может быть обозначены од­ним словом или короткой фразой. Процессами кратковременной памяти можно управлять произвольно. Время хранения информа­ции в памяти — до 20 секунд — срок, достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов.

Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на протяжении всей жизни. Считается, что ее емкость, практически не ограничена. Долговременная память устойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.

Кроме того, у человека есть еще два типа памяти — процедурная и декларативная. Процедурная — это знание того, как нужно действовать. Декларативная — это способность дать ясный связ­ный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомства с этим опытом. У больных с повреждением гиппоталамуса — особой области мозга — процедурная память сохраняется, тогда как декларативная память на недавние события оказывается, полностью утраченной. Такой больной может научиться собирать головоломку, но не может об этом вспомнить и каждый раз удивляется при виде ее.

В течение жизни человека процедурная память появляется рань­ше декларативной. Пользоваться горшком младенцы учатся задолго до того, как начинают говорить предложениями. Обычно люди не по­мнят событий, случившихся с ними в младенчестве и раннем детстве, первые воспоминания появляются между двумя и тремя года­ми. В первые два года человек учится пользоваться своим телом, суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Дети, начинающие ходить, могут запомнить предме­ты, удерживать в памяти места, где с ними происходили приятные или неприятные вещи, но не способны к рассуждениям. Декларатив­ная память появляется позже, вместе с человеческим языком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: