Мышление. Мышление представляет собой порождение нового знания, ак­тивную форму творческого отражения и преобразования человеческой

Мышление представляет собой порождение нового знания, ак­тивную форму творческого отражения и преобразования человеческой. действительности. Опираясь на чувственное познание, мыш­ление преобразует его, позволяя получить знания о таких свой­ствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познаватель­ные возможности человека.

Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устрой­ство, а самое главное в машине — ее мотор, т. е. самая главная де­таль машины.

Биолог и философ рассуждают о том, что такое мышление, и в глав­ном сходятся: мышление начинается только тогда, когда человек «тормозит», сталкиваясь с абсолютно новым, выходящим за рамки его обычных представлений и опыта.

Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвуч­ная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возник­новении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или гром­кую речь.

В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мыш­ления: для одних — это процесс моделирования неслучайных от­ношений окружающего мира на основе аксиоматических положе­ний, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредованным отражением действительности.

Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житей­ское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неиз­менной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказыва­ний и доказательств, обращая основное внимание на форму зна­ния, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифи­цировать, строго систематизировать факты; разум (диалектиче­ское мышление) — высший уровень теоретического познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абст­ракциями и сознательное исследование их собственной природы с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.

Мышление подразделяют на теоретическое и практическою В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.

Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Решая те или иные умствен­ные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми,и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, где используются образы. Они извлекаются непосредственно из памя­ти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышле­ния преобладает у людей, деятельность которых связана с худо­жественным творчеством.

Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное от­ражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное и субъективное отражение окружающей нас действительности. Та­ким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образа­ми. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представ­ления о явлениях и предметах.

Особенности предметно-действенного мышления проявляют­ся в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.

Выделяют еще словесно-логическое мышление, которое функ­ционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него ха­рактерно использование понятий и логических конструкций.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникаль­ном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит поря­док, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстра­гирования, обобщения и конкретизации.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В процессе сравнения устанавливается тождество или различие объектов.

Анализ — интеллектуальное расчленение предмета или явле­ния на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстрагирование — выделение одной или нескольких сторон явления, существенных в каком-нибудь отношении, и отвлечение от всех остальных. Обобщение — мысленное объединение предме­тов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретиза­ция — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражают­ся общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов (для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе, но не возраст, нацио­нальность, цвет глаз или цвет волос). В этом отношении понятие су­щественно отличается от восприятия и представления памяти: вос­приятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количе­ством объектов с общими существенными признаками). Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобще­нию, ограничению и др. Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии! может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений. Следовательно, для; формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту знания, сравнение которых позволит найти принци­пиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их; и осознать содержание образуемого понятия.

Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Суждением называется высказывание, в котором содер­жится утверждение относительно какого-нибудь объекта, напри­мер «Психика есть функция мозга; медь электропроводная В суждении констатируется факт отсутствия или наличия у данного объекта определенного признака, в нем отражаются связи и отно­шения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — дока­зательство геометрических теорем. Умозаключение представляет собой логический вывод, вытекающий из имеющегося знания, вы­раженного в посылках. Посылки и вывод из них образуют логиче­скую фигуру, частным случаем которой является силлогизм. Со­гласно схеме Р. Стернберга рассуждение, или умозаключение, можно описать как попытку соединить элементы старой информа­ции с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или представлять собой их сочетание.

Логические связи делают мышление доказательным, объектив­ным и убедительным. Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических зве­ньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловли­вает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к вы­водному знанию.

Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоя­тельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.

Закономерности взаимоотношений между формами мышления изучает логика. При этом она отвлекается от конкретного содержа­ния мыслей, заключенных в этих формах, но устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым по­знавательным результатам, к открытию новых знаний.

Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его про­текания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Ки­бернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирова­ния некоторых мыслительных функций.

Психология мышления как направление появилась лишь в XX в. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а законо­мерности протекания мышления — к ассоциативным законам.

В когнитивной психологии преобладают два понимания струк! туры мышления — иерархический и хаотический. Согласно перво­му подходу иерархия правил и структур является врожденным фактором. Американский лингвист Ноам Хомский доказал, что вопреки прежним убеждениям дети вовсе не начинают овладевать языком с нуля. Напротив, в их мозге уже существуют определен­ные врожденные лингвистические «программы», некий «врожден­ный синтаксис», который позволяет им различать и строить пра­вильные языковые конструкции независимо от смыслового содер­жания.

Этим утверждениям новая концепция противопоставляет пря-я мо противоположный тезис — о модульной структуре мышления. Согласно второму подходу архитектура мышления представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных, автоном­ных, специализированных модулей, каждый из которых предназ­начен для решения своей локальной задачи на основе имеющейся в его распоряжении специфической информации и средств ее об­работки.

Примером такого модуля может служить та система нейронов, которая занята в мозге преобразованием двухмерного изображе­ния внешнего мира на сетчатке глаза в трехмерный «образ мира», предстающий перед нашим «внутренним зрением». Это преобра­зование, как доказано многими экспериментами, имеет характер математической компутации и практически не зависит от других познавательных функций. Не случайно зрительные иллюзии со­храняются даже тогда, когда мы знаем, что они иллюзорны. Та­ким образом, в новой концепции мозг сходен с компьютером ле только по принципам обработки информации, но и по архитек­туре.

И во втором подходе фактор врожденности никуда не исчезает, но он переносится на более глубокий уровень. Значительная часть познавательных программ, управляющих работой модулей, дана человеку от рождения. Она не формируется в процессе жизни, а определяется генами. В пользу этого говорят результаты много­численных исследований младенческого мышления, а также бес­спорные факты глубинного сходства структуры разных человече­ских языков.

По С. Л. Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, поста­новка которой включает в себя цель и условия. Мышление начина­ется с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разре­шение задачи является естественным завершением мыслительно­го процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято человеком как неудача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: