Религиозная доктрина благотворительности

Оказание помощи бедным имеет давнюю историю. Содер­жащиеся в ней идеи и ценности влияют на процессы социально­го обеспечения и сегодня. Согласно религиозной доктрине, кото­рой придерживаются различные традиции, и богатые, и бедные в равной степени должны отдавать другим то, что они могут, побуждаемые любовью, а не страхом.

Долг милосердия фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных — им следует воздать то, чего они лишены, — и к состраданию к ним — сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Незави­симо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем иудей­ской и христианской религии.

Эти ценности давали западному человеку возможность обо­сновать и организовать свои человеческие импульсы и даже по­рождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни бази­ровалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель — оказание помощи тем, кто в ней нуждается, — уходит своими корнями в иудео-


христианские заповеди. Если говорить более конкретно, боль­шинство современных форм социальной работы имеет в основ­ном религиозное начало: в церковной программе, во вдохнов­ленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства мирян, ко­торые следуют зову своей совести.

Одним из первых и результативных деятелей в области со­циальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Так-керман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона были предприняты в начале XIX в. по его же собственным про­ектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление аме­риканской социальной работы. Ее будущее развитие в форме дви­жения Общества благотворительных организаций было иниции­ровано другим священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гер-тином. Это движение, в свою очередь, способствовало появле­нию Общественного совета социальной защиты и агентства по проблемам семьи.

Если принять во внимание эти исторические факты и учесть при этом, что значительный объем мероприятий по линии госу­дарственных и внеконфессиональных структур социального обес­печения за последнее столетие проводился людьми, действую­щими по религиозным мотивам, можно сделать вывод, что хри­стианская церковь является «матерью социальной работы». В зна­чительной степени последующее развитие добровольческого сек­тора в системе социального обеспечения США можно просле­дить по двум основным направлениям:

- сохранение или развитие религиозных форм организации
(в некоторых областях);

- освобождение от религиозного влияния (секуляризации)
организаций и программ, созданных под покровительством свя­
щеннослужителей или стимулированных религиозными мотивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: