Филантропия и благотворительность на различных этапах развития общества

Самая ранняя форма поддержки нуждающегося — это, ве­роятно, материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказы­ваемая взрослыми людьми друг другу, является другим приме­ром помощи нуждающимся в прежние времена (члены семьи, члены одного племени).

Только тогда, когда получили распространение официаль­ные институты, могло появиться такое понятие, как «помощь постороннему (чужому)». Одна из самых ранних известных форм помощи посторонним обеспечивалась религиозными группами.

Зарождение первых представлений о помощи и взаимопомо­щи происходит на стадии родового общества, когда в родовой об­щине складываются механизмы реципрокации и редистрибуции. Пер­вые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяй­ственной сферах. Вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.

Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Гре­ции. Это было связано с тем, что человечество, накопив опреде­ленный духовный опыт, среди прочих сфер своего существова­ния начинает выделять особую сферу, где проявляются его дру­жеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие «филантропия». В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям. Первоначально, в V веке до н. э., семантическое значение этого слова было связано с представле­ниями о божественной благосклонности, но уже в IV веке до н. э. с этим понятием связан иной смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому.

В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где слово имеет, прежде всего, социально на-


правленный характер. Платон и Аристотель рассматривали благо­творительность в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность является прерогативой государства, а не от­дельного частного служения. В «Определениях» Платон считает, что в обществе должно быть «добровольное благодеяние».

Дальнейшее развитие теории и практики благотворитель­ности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.

К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западно-европейский мир вернулся к идеям Пла­тона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязан­ности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология хри­стианского милосердия была заменена идеями социальной инже­нерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.

Такой переход от церковной благотворительности к госу­дарственной был вызван многими причинами, важнейшими из которых были:

- банкротство средневековой системы бесконтрольной раз­
дачи милостыни, приведшей к образованию профессионального
нищенства;

- усложнение социальной организации общества;

- переход от натурального хозяйства к денежному.

Все эти причины вызвали потребность научно-организаци­онной помощи со стороны государства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших соци­альных проблем.

На протяжении XVI в. в результате индустриальной рево­люции крепостные были изгнаны с земель, и новая популяция бедняков отправилась искать в городах работу. В 1601 году в Анг­лии был принят знаменитый Закон о бедных, перенесенный пер­выми колонистами в Америку. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных в США, на со­временное законодательство.

Принятый в 1662 году Акт об оседлости усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном окру­ге. Те, кто не мог доказать законность своего проживания в том или ином округе, объявлялись бродягами и могли быть высланы


из округа с потерей права на финансовую поддержку, предос­тавляемую округом.

В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призре­нии (особенно вдов, старцев, больных и физически неполно­ценных людей), но также за трудоспособных безработных.

В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 году появилось специальное законодательство («Poor Laws») со строгим регулированием оказания помощи бедным.

В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бед­ных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862 года церковный закон вменил в обязан­ность каждому церковному приходу в Швеции учредить больни­цы и дома для бедных.

Но в оказании помощи не было системы, помощь оказыва­лась лишь в отдельных случаях, также могло быть принято ре­шение о возврате помощи. В 1847 году в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 года освободили службу призре­ния бедных от церкви, и с этого времени она становится муни­ципальным объектом.

Параллельно с государственной системой призрения бед­ных формировалась система благотворительных учреждений, на­правленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 году в Стокгольме создается орга­низация «открытой благотворительности» — «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотво­рительное общество («The Charity Organization Society») для ко­ординации оказываемой помощи (составляется центральный ка­талог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). По­добные организации создаются и в других странах мира.

Постановление 1871 года о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало слу­жить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверж-


дал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.

В конце XIX века во многих странах Европы, в том числе и в Швеции, возникают:

- специальные государственные формы помощи осужден­
ным и освободившимся из мест заключения;

- специальные системы ухода за больными;

- специальная помощь слепым и глухим;

- обязательное государственно-муниципальное обучение на­
селения;

- частное и муниципальное посредничество по обеспечению
работой;

- профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т. д.

Таким образом, к концу XIX века во многих странах суще­ствовали общественные организации для помощи бедным, раз­личные формы благотворительности частных лиц и организа­ций, а также благотворительная деятельность церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: